Партнеры Живи добром

Ирина Муравьёва. Не славы ради


Ирина Вадимовна Муравьёва одна из самых узнаваемых российских актрис. Именно она сыграла Людмилу Свиридову в фильме «Москва слезам не верит» (1979). С премьеры ленты прошло уже более сорока пяти лет, но её Люду всё ещё помнят и цитируют с удовольствием. Чего только стоит «Не учите меня жить, лучше помогите материально»? А о том, что слова «Москва слезам не верит» — часть пословицы знают не все, но зато мало кто не видел этот удивительный фильм. Ещё меньше тех, кто о нём не слышал. А ведь ставшую легендарной фразу произнесла героиня Ирины Вадимовны.

Ирина Муравьёва

Работа Владимира Меньшова прославила Ирину Муравьёву не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Фильм показывали в 100 странах мира. В 1981 году на 53 церемонии награждения премии «Оскар» «Москва слезам не верит» получил золотую статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Для Рональда Рейгана «Москва...» стал фильмом-энциклопедией русской жизни. Его 40-й американский президент (в прошлом, кстати, актёр) пересматривал несколько раз. Помощники президента верили в то, что фильм режиссера Владимира Меньшова способен осветить и сделать понятней таинственную русскую душу.

«Москва слезам не верит» не первый фильм с участием Ирины Вадимовны. Но именно он сделал актрису всенародной любимицей. За её творчеством начали следить миллионы поклонников. Зрительская любовь стала ещё сильней, когда на экраны вышел фильм «Карнавал» Татьяны Лиозновой. После него актрису не только узнавали на улице, но некоторые при встрече с Муравьевой начинали напевать «Позвони мне, позвони». Её героиня, Нина Соломатина, смогла задеть за живое, рассмешить и заставить сопереживать.

Ирина Муравьёва

Когда в 1985 Рейган смотрел «Москва слезам не верит», советские женщины следили за судьбой другой героини Ирины Вадимовны. Фильм «Самая обаятельная и привлекательная» без преувеличения можно назвать мастер-классом по привлечению противоположного пола, на него-то и подписалась Надя Клюева Муравьевой. Хорошо, что девушка вовремя опомнилась и прислушалась к своему сердцу. Правда, советы её подруги Сусанны всё-таки сработали…

Фильмы с участием Муравьевой смотрят по несколько раз, но, наверное, не столько для того, чтобы, как Рейган, разгадать как загадку тайну человеческой души, сколько потому, что Ирина Вадимовна создала такие образы, которые невозможно забыть: теплые, открытые, трогательные и в то же время волевые и сильные. Правда, сама актриса уверяет, что отличается от большинства своих героинь, и никогда бы не стала себя вести, как Люда, например. Да и к славе она никогда не стремилась…

Ирина Вадимовна родилась 8 декабря 1949 года в Москве. Её отец работал военным инженером, а мать посвятила себя воспитанию дочерей. Она была строга с ними, следила за успеваемостью девочек в школе и поведением на людях, сопровождала их на катке и отгоняла от дочек кавалеров. В детстве Ирина Муравьева очень любила детей и мечтала стать школьной учительницей. Но ближе к старшим классам девочка серьезно увлеклась литературой и театром.

Именно театр был заветной мечтой будущей актрисы. Получив аттестат, она подала заявление во все театральные ВУЗы столицы. Однако, путь к театральной сцене был тернистым. Ей не удалось поступить в театральный с первой попытки. Педагоги не разглядели в молодой Муравьевой актёрского дарования. Год она проработала в библиотеке, куда её пристроил отец. Работа отнимала у девушки много времени, но Ирина Вадимовна не унывала.

Ирина Муравьёва

Вторая попытка оказалась успешней. Она стала обучаться актёрскому мастерству в студии при Детском театре РАМТ. Но главные роли последовали нескоро.

Сначала она играла мальчишек в родном театре. Только спустя годы Муравьева получила главные роли в спектаклях. В 1977 году Юрий Завадский принял её в Московский театр им. Моссовета, в котором Ирина Вадимовна выходила на сцену вместе с Фаиной Раневской. В 1993 Муравьева пришла в Малый театр, где она играет и по сей день.

А пока, в 1967 году, занятия в студии были для неё всем. Если требовалось изобразить предмет интерьера, то она тут же принималась импровизировать. Готовность работать без жалости к себе, внимательность всегда были отличительной чертой актрисы.

Режиссёр Г. Бежанов вспоминал, что во время съёмок «Самой обаятельной и привлекательной» Муравьева была единственной актрисой, спокойно и сосредоточенно выполнявшей его требования. А ведь на съёмках фильма кипели настоящие страсти, из-за конфликта с актёрами Бежанов сильно переживал, что сказалось на его здоровье — он был госпитализирован.

В Детском театре Ирина Муравьева познакомилась со своим мужем режиссёром Леонидом Эйдлиным. Он был первым, кто назвал её красивой и стал приглашать на главные роли. Эйдлин не только разглядел актёрский потенциал в Муравьевой, он сразу понял, что девушка будет прекрасной матерью и женой. И не ошибся.

Ирина Муравьёва

Ирина Вадимовна тщательно оберегает семью от посторонних глаз, не любит давать интервью и рассказывать о семейных делах. Даже о росписи актрисы и режиссёра долгое время никто не знал. Ирина Вадимовна всегда старалась уделять максимум внимания своим сыновьям Даниилу и Евгению. 

После родов она уходила в декрет, а не нянчила детишек в спешке между работой в театре и кино. Денег на нянечек у советских артистов не было, поэтому Леонид Данилович и Ирина Вадимовна старались так составить своё расписание, чтобы иметь возможность присматривать за детьми.

Семья и театр – главное в жизни Ирины Муравьевой, кино она называет чем-то побочным. Большинство своих фильмов она посмотрела либо с трудом на премьере, либо спустя много лет после неё. Девушка штурмовала театральные ВУЗы, мечтая не о славе и богатстве, а именно о театре. Ирина Вадимовна не видела своего будущего вне театра, и ей было неважно, какие роли играть: главные или выходить в массовке, — только бы играть на сцене.



Елена Громова




 

Рекомендуем

Людмила Чурсина – женщина загадка
Чёрное и белое: как сочетать два базовых цвета
Николай Гумилев. Поэт-конквистадор
Повороты судьбы в жизни Петра Фоменко
Роберт Пенн Уоррен. Литература «южного возрождения»
40-й ММКФ. Конкурс документального кино: "Генезис 2.0", "Мания"
Французам прощается всё ("Планетариум" реж. Ребекка Злотовски)
Техники развития памяти
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»
Грегуар Мишонц: творчество вопреки реальности