Кино. Премьера. "Да здравствует Цезарь!"
Фильм братьев Коэнов "Да здравствует Цезарь" станет знамением для всех любителей кино, привыкших к экшенам, пошлым мелодрамкам и комедиям, не несущим никакой смысловой нагрузки, столь популярным в наши дни. Зрителю предлагается честная и крайне простая работа о Голливуде начала 40-х, однако нельзя не уловить в ней дух нашего времени: кино теперь ориентируется не на сложный и закрученный сюжет, а на талант и обаяние актера. Именно актер в наше время делает кассу, и именно от него зависит весь успех предприятия. Сюжет укладывается в пару предложений. Интрига раскрывается посреди фильма, детективные вкрапления почти не задевают, а зрителю не дается никакой пищи для размышления. Это всего лишь "пара дней из жизни кинокомпании Кэпитол Пикчерз". И все же, на премьере зрители смеялись и аплодировали, живо реагируя на происходящее на экране. Здесь есть все, что вы хотели бы знать о старом Голливуде: скандалы с участием звезд, шантаж, заговоры, параноидальный страх перед "красной угрозой" и работа "решателя всех проблем" - фиксера, вынужденного носиться от одной избалованной звезды к другой, и делать все, чтобы репутация кинокомпании не была подпорчена, и лишняя информация не просочилась в прессу. Но главное - это парад великолепно продуманных образов, причем подобранных для актеров совсем других амплуа. Казалось бы, как можно поместить в один фильм такое количество ярчайших артистов, чтобы ни один из них не перетянул одеяло на себя? Братья Коэны выбрали превосходный формат, разделив картину на множество маленьких, почти самостоятельных эпизодов - анекдотов, что немного напоминает бессмертные "4 комнаты" 1995 года. Настоящим открытием стал малоизвестный актер Олден Эренрайк, исполнивший роль туповатого, но благородного Хоби Дойла - сладкоголосого короля голливудских вестернов. "Лошадник", не способный связать и двух слов, приглашается на съемочную площадку к одному из самых талантливых режиссеров "Кэпитол" - Лоуренсу Лоренцу в исполнении Ральфа Файнса, чтобы заменить другого актера в серьезной драматической роли. Эренрайк очарователен в подобранном для него образе простачка-ковбоя, на его фоне почти потерялся даже Файнс и его режиссер-интеллигент явно нетрадиционной ориентации. Приятно удивила Скарлетт Йохансон, сумевшая стряхнуть с себя образ "сладкой девочки" из мелодрам а-ля поздний Вуди Аллен. Из нее получилась превосходная молодящаяся примадонна из киномюзикла с синхронными пловчихами. Грубая, немного вульгарная, но очень характерная. Она приносит то доход, то убытки кинокомпании своими бесконечными разводами и вот, совершенно неожиданно, ждет ребенка. Немного перца добавила Тильда Суинтон сразу в двух ролях- сестер Торы и Тесали Теккер - классических желтых репортеров в поисках сенсационного материала. Именно она развязывает детективную линию и придает действию дополнительную живость, появляясь в самый неожиданный момент в поражающих воображение костюмах. Когда видишь в перечне актеров парочку Ченинг Татум - Джона Хилл, ожидаешь шуток в стиле "Мачо и Ботан". Коэны решили развести их по разным углам - заметно располневшему Хиллу достался один крошечный эпизод, а вот Татуму позволили блистать сразу в двух. Ему достался музыкальный фильм, явный намек на "Увольнение в город" 1949 года с Фрэнком Синатрой в главной роли. Целая группа поющих моряков, чечетка с акробатическими элементами, комедийные пассажи. От "Мачо и Ботана" лишь одна деталь - шуточки на тему гомосексуализма. Такие морячки явно и не снились дядюшке Фрэнку. Впрочем, истинное лицо "морячка" Татума оказывается куда более интересным: сцена в лодке с группой коммунистов - сценаристов надолго запоминается и вызывает самые неожиданные ассоциации. Самая большая ответственность была возложена на Джоша Бролина в роли Эдди Менникса, как на связующее звено для всего фильма. Глядя на него, зритель осознает, насколько много в нем до боли знакомого и понятного - в каких-то старых фильмах мы непременно должны были видеть такого же типа. Примерный семьянин, готовящий отходные пути после долгих лет работы на киностудию, поддерживающийотношения с самыми разными людьми - от коммерсантов до полицейских. Чуть не каждые сутки-двое ходит к падре исповедоваться в малейших проступках и безжалостно расправляется с распустившимися голливудскими звездами. Он должен был бы скатиться в "нейтральность", но остается ярким и интересным весь фильм. И, наконец, ярчайшая из звезд на голливудском небосклоне – Бэйрд Уитлок в исполнении Джорджа Клуни. Да, Клуни приходилось плакать над шоу Опры в "13 друзей Оушена", пучить глаза в "После прочтения сжечь" и придуриваться в "Безумном спецназе", но как комедийный актер он раскрылся в полной мере именно в "Да здравствует Цезарь". Так проникновенно сыграть идиота сможет далеко не каждый серьезный драматический актер. А сыграть по-настоящему талантливого и увлекающегося идиота, пожалуй, только Джордж Клуни. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради сцены у креста: весьма экзотическое сочетание гениальной игры и исключительной глупости. Ни одна байка не забывается - ни консультация с представителями четырех религиозных конфессий, ни сцена обсуждения теории марксизма со сценаристами-коммунистами, ни смачные пощечины персонажу Джорджа Клуни. Фильм смотреть необычайно интересно, несмотря, а может, и благодаря простой сюжетной линии - внимание зрителя постоянно отвлекает то один, то другой анекдот, вроде бы не имеющий отношения к похищению Уитлока. К тому же, в кадре появляется оборудование для съемок, разнообразные платформы, работники кинокомпании, массовка, декорации. Все проблемы, возникающие на съемках, все скандалы, все особенности работы на киностудии - все это братья Коэны включили в свой фильм. Комедии Братьев Коэнов весьма своеобразны - стоит вспомнить хотя бы "Воспитание Аризоны" или "Большого Лебовски" - они хлесткие, жесткие, в них куда больше драмы, чем комедии. Но "Да здравствует Цезарь" - это особенная картина. Она ярче, радостнее и красочнее, чем все предыдущие, в ней много любви к старому Голливуду и глубокое понимание его "кухни". Сценаристы и режиссеры Коэны смогли показать изнанку кинопроизводства и сущность людей той эпохи, рассказать множество историй и баек, сатирически высмеять все возможные пороки элитарного звездного меньшинства, не отвратив, а наоборот, ещё больше влюбив зрителя в этот странный, волшебный мир фабрики грез. Елизавета Савостьянова |
Рекомендуем |