Партнеры Живи добром

Сады моей души всегда узорны: особняк С.П.Рябушинского


Уникальный образец архитектуры эпохи модерна – особняк С.П. Рябушинского, который стоит не только на пересечении улиц Спиридоновки и Малой Никитской, но и на пограничной территории нескольких исторических эпох. Дом принадлежал разным владельцам, а внутренние помещения использовались в совершенно разных целях.

Городская усадьба была спроектирована и построена известным архитектором Шехтелем для московского банкира и промышленника Сергея Павловича Рябушинского. Он был очень известной личностью своего времени, коллекционировал иконы и даже хотел сделать собственный музей. Но история распорядилась иначе, и часть его коллекции икон представлена сейчас в Третьяковской галерее. После эмиграции Рябушинского и национализации в особняке располагались различные советские учреждения — от Всесоюзного общества культурной связи с заграницей до детсада. С 1932 года здесь поселился возвратившийся из Италии Максим Горький и его семья. Писатель провел в этом особняке последние 4 года своей жизни.


особняк Рябушинского


Принципиальная новизна особняка заключалась в полном отказе от цитирования каких-либо стилевых прототипов. Парадное крыльцо выходит на Малую Никитскую, но к сожалению вход в особняк в настоящее время осуществляется через черный ход. Огромные окна – «визитная карточка» модерна. Форма и рисунок переплетов каждого окна уникален и больше не повторяется в данном ансамбле. Фриз украшен мозаикой в пастельных тонах. Ключом к декоративной задумке Шехтеля являются детали фасада: огромные орхидеи, сложенные из маленьких цветных кусочков с вкраплениями золотой смальты, причудливые ритмы окон и кованая ограда, которая выглядит как волны. Главный лейтмотив особняка – волшебный экзотический сад.


Особняк Рябушинского

Композиционным «замковым камнем» особняка является лестничный холл. Именно эта часть дома связывает между собой все помещения и детали декора в единый ансамбль. Шехтель превращает камень в легкую морскую пену. У основания лестницы бурный поток вздымается ввысь и выносит из морских глубин огромную медузу, которая выступает в роли изящного светильника.

Архитектор играет с формой, размером, материалами и плоскостями с целью достичь наибольшей образности обычных деталей интерьера. Гнутые ручки входной парадной двери приняли очертания огромной бабочки, присевшей отдохнуть, а капитель колонны состоит из переплетенных между собой ящериц.


Особняк Рябушинского


На первый взгляд, столовая выглядит довольно обычно, по сравнению с поражающим воображение лестничным холлом. Но если посмотреть внимательно, то становится ясно, что комната выглядит как перевернутая лодка. Своды на потолке напоминают дно, а отделанные деревом стены – борта. Огромное окно в столовой сделано с соблюдением всех традиций стиля арт-нуво, но его вытянутая арка поддерживает общий ритм, заданный декоративными потолочными элементами. Кроме того, в столовой раньше был большой камин, который находился около правой стены. На нем был изображен большой мотылек, добавляющий сказочности в интерьер.

В соседней комнате располагается библиотека в голубо-зеленых холодных тонах. Ее «изюминка» открывается при взгляде на потолок. Из лодки мы перемещаемся на дно заросшего тиной пруда или озера. Над нами цветут растения, не спеша ползают улитки и летают стрекозы. Но в «толще воды» библиотеки царит покой, позволяющий уединиться с книгой.


Особняк Рябушинского

Поднимаясь по лестнице на 2 этаж, где в данный момент располагается большая часть экспозиции, посвященная истории особняка и творчеству Максима Горького, стоит взглянуть на лампу сверху. Декоративная уникальность всего особняка заключается еще и в том, что все образы неопределенны и как будто трансформируются у вас на глазах: светильник сверху уже напоминает черепаху, и волшебный сад обретает нового жильца.


Особняк Рябушинского

На самом верхнем этаже есть и потайная молельная комната, как и в другом любом купеческом доме. В этом нет ничего удивительного, так как до 1905 старообрядцам запрещалось иметь свои храмы. В нее можно попасть по узкой лестнице, которая начинается у черного хода. Помещение очень камерное, но интерьер похож на настоящий византийский храм, имеет окулюс (широкий купол с круглым проемом) и яркую орнаментальную роспись.

Особняк С.П.Рябушинского как будто является архитектурной иллюстрацией к стихотворению Николая Гумилева «Сады души», в котором говорится о бесконечном и волшебном мире души человека. Шехтель же создает такой оазис в доме, где удивительный во всех смыслах хозяин остается наедине с собой, своими мыслями и семьей.


Гололобова Маргарита

Фотограф Сорокина Ксения



 

Рекомендуем

Волшебство среди нас ("Фантастические твари и где они обитают" реж. Дэвид Йейтс)
Интересные факты о Ричарде Клайдермане
Агриппина Ваганова: педагог или балерина? 5 составляющих успеха
Русские типы Боклевского
Альфред Хичкок. Кино, как кусок пирога
Кино. Премьера. "Образцовые семьи"
Музей «Кижи» объявляет конкурс частушек
Рассказ Тонино Гуэрра «Подвешенный кофе»
Итоги XIV Московского международного театрального фестиваля «Твой шанс»
Ольга Хохлова. Вдохновляющая Пикассо.