Партнеры Живи добром

Тэдзука Осаму. Большой японский жук


Япония, 1945 год. Страна все еще находится в состоянии войны, большие города пустуют, многие люди эвакуированы. В кинотеатре города Осака показывают анимационный фильм Momotarou: Umi no Shinpei. В зале совсем немного зрителей, но один, юноша 17 лет, смотрит на экран, замерев от восторга и раздирающих его эмоций. Много позже, получив мировую известность, уже взрослый мужчина вспомнит эту картину еще раз: «Я находился в холодном кинотеатре Сётикудза, непонятным образом уцелевшим после бомбёжек, и смотрел фильм. Я смотрел и был поражён настолько, что начал плакать. Тогда я поклялся, что когда-нибудь создам собственные анимационные фильмы». Так, еще не подозревая о том, Тэдзука Осаму принял поворотное решение в своей жизни и ступил на путь, который под конец жизни привел его к прозвищу «Бог манги» и созданию огромной независимой мультипликационной студии.

Тэдзука Осаму

Тэдзуки Осаму родился в 1928 году в городе Тоёнака. Его семья и он сам вышли из японской интеллигенции, мальчик рос в атмосфере симбиоза японской и мировой культуры. Особое влияние на ребенка оказали американское и российское искусства: Тэдзуки часто смотрел анимацию Уолта Диснея, любил русскую живопись начала XX века, Достоевского и Толстого. Кроме того, отец мальчика всерьез увлекался кинематографом, у них дома даже стоял кинопроектор – практически раритет для послевоенной Японии. Мать Тэдзуки ценила актерскую игру другого рода – она была поклонницей театров, в особенности одного, Такарадзука – фантастической театральной труппы, которая в своих выступлениях сочетала традиции японской культуры с феерией и блеском бродвейских шоу. Так мальчик и рос в атмосфере нескончаемых историй. Дитя нескольких культур, он впитал увлечения обоих родителей. Немного погодя, Тэдзуки прибавил к ним свои: энтомологию и рисование. Для создания профессионального псевдонима мальчик просто добавил к своему имени иероглиф «муси» - «насекомое». Случилось это еще в девятилетнем возрасте: Тэдзуки обнаружил в книге высказывание «осамуси» (жужелица), которое дословно переводится как «большой жук». Рисовать Тэдзуки начал рано. Родители относились к его увлечению снисходительно и всячески ему помогали, отец надеялся, что мальчик рано или поздно пойдет по его стопам и станет врачом. У этой надежды были основания: в 1958 году юноша закончил медицинский факультет, а в 1961 защитил докторскую, но к врачебной практике он так никогда и не приступит. После памятного похода в кинотеатр, Тэдзуки Осаму раз и навсегда определился с выбором профессии. Уже в 1946 году юноша дебютирует в газете «Mainichi» с четырехрисуночной мангой «Дневник малышки Ма», не слишком примечательной для того времени. Но всего через год имя Тэдзуки Осаму прогремело на всю Осаку: вышла его манга «Новый остров сокровищ». Сюжет был придуман Сакай Ситимой, но своим успехом она благодарна не ему, а новой графической технике. Тэдзука активно использовал кинематографические приемы: необычные ракурсы, перспективы, планы, звуковые эффекты. Манга состояла из 200 страниц (до него комиксы писались на 10-20 страниц максимум), все они были связаны одним сюжетом. Книга разошлась тиражом в 400000 экземпляров, невиданным для послевоенной разоренной Японии. После этого мангак начал получать множественные заказы от различных издательств: он принимает их все и создает новые и новые комиксы.

Тэдзука Осаму

В 1952 году Тэдзука переехал в Токио. Там, теснее узнав киноиндустрию и мир анимации, мангак был совершенно разочарован тем, что японская анимация не вызывала такого интереса у отечественного зрителя, каким злоупотребляла анимация американская: мультфильмы получались недостаточно качественными. Желая изменить сложившуюся ситуацию, в 1961 году Тэдзуки создает анимационную студию «Mushi Productions» и уже через 2 года взрывает ТВ-индустрию сериалом «Могучий Атом», который выходил на протяжении трех лет. Этот сериал вызвал невероятную реакцию: началась массовая экранизация длинных комиксов. В 1964 год «Могучий Атом» получил свое широкоэкранное продолжение- первый в истории аниме полнометражный фильм. Под конец жизни Тэдзука создает еще сотни различных произведений, среди которых авторское восприятие биографии Будды в комиксах и детективная манга, где каждая глава, так или иначе, перекликалась с рядом зарубежных литературных произведений (в том числе русских: «Ревизор», «На дне»).

Тэдзука Осаму

Тэдзука Осаму умер в 1989 году от рака желудка. От болезни он довольно быстро облысел и последние годы жизни всегда носил берет, превратив простой головной убор в традиционную «фишку» мангак. Что вдохновившийся фильмом, просмотренным во время войны, мальчик преподнёс в искусство японской анимации? Во-первых, Тэдзука кардинально изменил саму художественную структуру манги путем усложнения сюжетной линии произведения: теперь они занимали намного больше места, выходили не просто страницы в журналах, а целые книги. Во-вторых, Осаму добавил в комиксы новые технические приемы: перспективу, различные ракурсы, планы, звуковые эффекты, записанные буквами… Его творческая самоотдача сделала его бессмертным в умах миллионов людей и принесла ему прозвище «Бог манги»: за всю свою жизнь Тэдзуки издал около 500 произведений на 150 тысячах страниц. В 1997 была учреждена премия в области искусства манги, названная его именем.


Захарова Ирина




 

Рекомендуем

Образовательно-творческий проект «Оперный класс»
Алексей Баталов — главный интеллигент Советского Союза
Александр Беляев. Жизненная драма русского Жюля Верна
Дубай глазами простого туриста
Концертное исполнение оперы Г. Доницетти «Дочь полка»
Юбилейный концерт Артема Дервоеда
Главное, чтобы костюмчик сидел
«Соседская девчонка» на экране голубом
Оперные кутюрье
Save the date: Пол Маккартни