Партнеры Живи добром

Оттенки грязи ("Золотая перчатка" реж. Фатих Акин)


"Золотая перчатка". Источник фото:russorosso.ru


Фриц Хонка прячет тела жертв на месте преступления – в своей квартире. Идет время – плоть разлагается. Хонка пытается перебить тошнотворный запах с помощью освежителей воздуха. Особого толка его старания не приносят. На вонь обращают внимание все: соседи, гости, новые жертвы. Мужчина ссылается на мигрантов, живущих этажом ниже, а от последних отмахивается и быстро убегает. Полиция его не донимает. К себе домой он приводит спившихся немолодых женщин. Cвязь с родными они не поддерживают. Об их внезапном исчезновении не задумываются собутыльники. Хонка сам выпивает и проводит свободное время в злачном кабаке «Золотая перчатка». Там он и подбирает обреченных дам.

«Золотая перчатка» Фатиха Акина основана на реальных событиях и книге Хайнца Штрунка, была представлена на Берлинале и стала едва ли не самым скандальным фильмом смотра 2019 года. На экране – части тела, замотанные в грязные простыни, и реки спиртного в декорациях социального дна, ниже которого падать некуда. Наград фильму не досталось, мнения критиков разделились. Кто-то разглядел в фильме Акина прорыв в кино о маньяках, кто-то упрекал режиссера и сценариста в нехватке биографических данных о прошлом главного действующего лица.

Акин не занимается эстетизацией насилия в «Золотой перчатке». Хонка не носит шикарных костюмов и не сервирует красиво стол, осуществляя одну психологическую атаку за другой на кролика, засмотревшегося в глаза удава, как Мадс Миккельсен в сериале Брайана Фуллера. Не повторяет Акин и путь датского коллеги. В «Доме, который построил Джек» черный юмор зашкаливал, фон Триер иронизировал, провоцировал, цитировал себя и размышлял об искусстве. Акин если и пытается добавить каплю черного юмора, то очень скоро устает и не разбрасывается остроумными репликами. Природа творчества его тоже мало волнует. Он собирает все оттенки коричневого в своем фильме и на финальных титрах демонстрирует, с какой точностью воссоздал жилище реального Фрица Хонки.

В такой помойке с полуразложившимися трупами в стенах жить может тот, у кого такая же помойка и трупы в душе. Хонка у Акина на большее не претендует. Фриц мечтает о молоденькой и симпатичной блондинке, но не каждая пожилая проститутка согласится принять от него угощение в виде выпивки. На лице молодого актера Йонаса Дасслера, сыгравшего маньяка, – сложный грим: переломанный нос, землистого оттенка кожа. Хонка в «Золотой перчатке» подчеркнуто несексуальный, помешенный на сексе и не способный на интимную близость. Ему хочется тепла и любви, но ни любить, ни принимать заботу о себе он не способен. Язык насилия – единственный язык, который он знает, а учиться он, видимо, не умеет.

Что ж, в «Золотой перчатке» Хонка не единственный персонаж с подобной проблемой. Барышня, по которой сохнет маньяк, тоже не отличница. Эта девушка рискует остаться на второй год в школе. Ее ангельская внешность не отменяет напрочь отбитой способности учиться и идти вперед. Она застряла на одном уровне и не видит в своей участи ничего печального. Других тоже не отвращает ее поведение – Хонка не единственный, кто превозносит красотку. Вот только остаться на второй год в «Золотой перчатке» значит не просто перечитать занудные учебники, а рисковать повторить ужас не столь давно минувших дней. События в фильме происходят в 1970-е. Среди героев бывшая узница концлагеря и эсесовец, чувствующий себя едва ли не властелином в грязной забегаловке «Золотая перчатка». Акин не читает нотаций подрастающему поколению, призывая учить историю, а по-настоящему пугает, показывая затягивающее все сильнее болото «Золотой перчатки» на контрасте с безразличием мало-мальски устроившихся в жизни людей.


"Золотая перчатка". Источник фото: newsfast.ru


Елена Громова



 

Рекомендуем

Поминки по-русски ("Гив ми либерти" реж. К. Михановский)
Усадьба Jazz в Санкт-Петербурге
Путешествие недели. Click по Португалии
ИТОГИ VI ФЕСТИВАЛЯ «МОНОfest»
В омут с камерой: «Мой мир – это мир кино»
«Я лег на сгибе бытия, на полдороге к бездне». В театре «ВелесО» премьера по В. Высоцкому
Чтобы танцевать, как Павлова, нужно быть Павловой! Полная тайн жизнь легендарной балерины
Ольга Хохлова. Вдохновляющая Пикассо.
Наряд для Мельпомены
333 года театру, который сменил множество имен, но остался верен своему-Одеон