Партнеры Живи добром

XXXIX ММКФ. "Мешок без дна" Рустама Хамдамова


Нового фильма от Рустама Хамдамова ждали давно. Предыдущая его полнометражная картина «Вокальные параллели» по сценарию Ренаты Литвиновой вышла в далеком 2005 году (короткометражка «Бриллианты вышла в 2010 году). Над ней он работал 9 лет. «Мешок без дна» режиссер делал меньше, всего 5 лет. За эти пять лет сменилось пять операторов, скончался исполнитель роли монаха-отшельника Феликс Антипов, родила Елена Морозова.
 
По сюжету картины героиня Светланы Немоляевой рассказывает сказку князю в исполнении Сергея Колтакова, которая в свою очередь основана на коротком рассказе Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Действие рассказа перенесено в Россию, поэтому вместо суйканов кафтаны, а вместо криптомерий березы. Название «Мешок без дна» взято из сказки 295 из «Тысячи и одной ночи». «А мешок без дна звучит лучше, потому что героиня отвечает на множество вопросов, получается, что нет дна», – рассказал Хамдамов.

Мешок без дна Хамдамов ММКФ

Мадам нанимают рассказывать сказку, ей платят и за количество убийств в ней, но заранее ограничивают его до 1-2. Если представить, что сказка – это фильм, то мадам режиссер. Фильм этот еще и интерактивный, судьба героини рассказа решается князем. Мадам рассказывает сказку при помощи бумажных конусов, черных шаров и некоторых других предметов из своей бездонной сумочки. У кого-то зеленый экран, а у кого-то конус из газеты, методы у всех разные. И как настоящий режиссер, она рождает красоту из кучи бесполезных предметов. Мадам еще имеет способность ясновидения, но, как оказывается, эта способность ее иногда сильно подводит. В финале мадам уходит из дворца в расстроенных чувствах, не значит ли это, что ее сказку (фильм) не приняли, что князь вопреки ожиданиям остался недоволен, а с ним и зрители? А предметы из сумочки заталкиваются обратно в ридикюль под насмешливые взгляды слуг князя. Возможна ли такая трактовка? Для фильма Хамдамова возможна любая трактовка, даже самая нелепая. Мешок действительно не имеет дна. И там в итоге может оказаться лишь один кислый лимон (но никто нам об этом не скажет). Зато сам мешок Хамдамов соорудил изысканный. Большая часть съемок проходила в Санкт-Петербурге, в заброшенном дворце, расположенном в промышленной зоне на берегу Невы. И дворец этот настолько хорош, что, по словам режиссера, выстроилась целая очередь кинематографистов, желающих там снимать. Костюмы взяты из кладовых Мосфильма и использовались в советских исторических картинах. Кафтаны, расшитые сарафаны, кокошники и рукавицы, например, «снимались» в «Иване Грозном» Эйзенштейна. Камера часто берет крупный план старинной брошки, жемчужных бус, кокошника. Любоваться действительно есть чем. Предметы и декорации создают сказочную атмосферу, а экран кинотеатра превращается в живописное полотно. Будучи еще и знаменитым художником, чьи картины выставлены в крупнейших галереях мира, в том числе и в Третьяковке, Хамдамов сделал много отсылок к художникам, тут вам и Моранди, и Шишкин, и Васнецов, и Тициан (и скорее всего много кто еще). На пресс-конференции режиссер вспомнил фразу Поля Валери «лев состоит из переваренной баранины», приведем здесь ее целиком: «Нет ничего более личностного, более органичного, нежели питаться другими. Но нужно их переваривать. Лев состоит из переваренной баранины». В переваривании других Хамдамов не стесняется признаваться, так из чего же он состоит? Из Орсона Уэллса, Бунюэля, Кокто, Пазолини, Антониони. «Это совсем не значит, что я это повторил. Они у меня сидят в голове и если я что-то хочу сделать, они вылезают», – объяснил режиссер. Кинокритики (основная аудитория этой картины) найдут массу отсылок к шедеврам мирового кино.

ММКФ 39

Почему премьера «Мешка без дна» такое значимое событие? Во-первых, потому что появился повод вспомнить, послушать, поговорить, увидеться с одним из самых загадочных и необычных режиссеров в российском кинематографе. Во-вторых, потому что Светлана Немоляева в главной роли появляется очень нечасто. В-третьих, такую завораживающую, таинственную красоту последний раз можно было видеть, наверное, в фильмах Параджанова. Известно, что авторской картина получается только тогда, когда режиссер делает ее для себя. И если это понравится кому-то еще, то это большая удача. Но чтобы снимать настолько «только для себя», как Хамдамов, и иметь успех даже еще до выхода картины, однозначно надо быть гением.

Михаил Мосягин

Фотоматериалы предоставлены пресс-службой ММКФ
 


 

Рекомендуем

Монолог режиссера. Миммо Калопрести
Музыкальная исповедь Avril Lavigne: новый альбом «Head Above Water»
MISS WORLD
Мы достигли точки назначения. «Одиссей. Красная рапсодия Х» на фестивале Solo
Краткий путеводитель по аниме сериалам
Кино. Личность. Владимир Хотиненко
Скромное обаяние Тоби Магуайера
Как стать актёром?
Человек-кино
Некоммерческий социальный проект #ВРЕМЯЖИТЬВРОССИИ