Партнеры Живи добром

Кино. Премьера. "Да здравствует Цезарь!"


Да здравствует Цезарь!


Фильм братьев Коэнов "Да здравствует Цезарь" станет знамением для всех любителей кино, привыкших к экшенам, пошлым мелодрамкам и комедиям, не несущим никакой смысловой нагрузки, столь популярным в наши дни. Зрителю предлагается честная и крайне простая работа о Голливуде начала 40-х, однако нельзя не уловить в ней дух нашего времени: кино теперь ориентируется не на сложный и закрученный сюжет, а на талант и обаяние актера. Именно актер в наше время делает кассу, и именно от него зависит весь успех предприятия.

Сюжет укладывается в пару предложений. Интрига раскрывается посреди фильма, детективные вкрапления почти не задевают, а зрителю не дается никакой пищи для размышления. Это всего лишь "пара дней из жизни кинокомпании Кэпитол Пикчерз".  И все же, на премьере зрители смеялись и аплодировали, живо реагируя на происходящее на экране.

Здесь есть все, что вы хотели бы знать о старом Голливуде: скандалы с участием звезд, шантаж, заговоры, параноидальный страх перед "красной угрозой" и работа "решателя всех проблем" - фиксера, вынужденного носиться от одной избалованной звезды к другой, и делать все, чтобы репутация кинокомпании не была подпорчена, и лишняя информация не просочилась в прессу.

Но главное - это парад великолепно продуманных образов, причем подобранных для актеров совсем других амплуа. Казалось бы, как можно поместить в один фильм такое количество ярчайших артистов, чтобы ни один из них не перетянул одеяло на себя? Братья Коэны выбрали превосходный формат, разделив картину на множество маленьких, почти самостоятельных эпизодов - анекдотов, что немного напоминает бессмертные "4 комнаты" 1995 года.

Настоящим открытием стал малоизвестный актер Олден Эренрайк, исполнивший роль туповатого, но благородного Хоби Дойла - сладкоголосого короля голливудских вестернов. "Лошадник", не способный связать и двух слов, приглашается на съемочную площадку к одному из самых талантливых режиссеров "Кэпитол" - Лоуренсу Лоренцу в исполнении Ральфа Файнса, чтобы заменить другого актера в серьезной драматической роли. Эренрайк очарователен в подобранном для него образе простачка-ковбоя,  на его фоне почти потерялся даже Файнс и его режиссер-интеллигент явно нетрадиционной ориентации.

Приятно удивила Скарлетт Йохансон, сумевшая стряхнуть с себя образ "сладкой девочки" из мелодрам а-ля поздний Вуди Аллен. Из нее получилась превосходная молодящаяся примадонна из киномюзикла с синхронными пловчихами. Грубая, немного вульгарная, но очень характерная. Она приносит то доход, то убытки кинокомпании своими бесконечными разводами и вот, совершенно неожиданно, ждет ребенка.

Немного перца добавила Тильда Суинтон сразу в двух ролях-  сестер Торы и Тесали Теккер - классических желтых репортеров в поисках сенсационного материала. Именно она развязывает детективную линию и придает действию дополнительную живость, появляясь в самый неожиданный момент в поражающих воображение костюмах.

Когда видишь в перечне актеров парочку Ченинг Татум - Джона Хилл, ожидаешь шуток в стиле "Мачо и Ботан". Коэны решили развести их по разным углам - заметно располневшему Хиллу достался один крошечный эпизод, а вот Татуму позволили блистать сразу в двух. Ему достался музыкальный фильм, явный намек на "Увольнение в город" 1949 года с Фрэнком Синатрой в главной роли. Целая группа поющих моряков, чечетка с акробатическими элементами, комедийные пассажи. От "Мачо и Ботана" лишь одна деталь - шуточки на тему гомосексуализма. Такие морячки явно и не снились дядюшке Фрэнку. Впрочем, истинное лицо "морячка" Татума оказывается куда более интересным: сцена в лодке с группой коммунистов - сценаристов надолго запоминается и вызывает самые неожиданные ассоциации.

Самая большая ответственность была возложена на Джоша Бролина в роли Эдди Менникса, как на связующее звено для всего фильма. Глядя на него, зритель осознает, насколько много в нем до боли знакомого и понятного  - в каких-то старых фильмах мы непременно должны были видеть такого же типа. Примерный семьянин, готовящий отходные пути после долгих лет работы на киностудию, поддерживающийотношения с самыми разными людьми - от коммерсантов до полицейских. Чуть не каждые сутки-двое ходит к падре исповедоваться в малейших проступках и безжалостно расправляется с распустившимися голливудскими звездами. Он должен был бы скатиться в "нейтральность", но остается ярким и интересным весь фильм.

И, наконец, ярчайшая из звезд на голливудском небосклоне – Бэйрд Уитлок в исполнении Джорджа Клуни. Да, Клуни приходилось плакать над шоу Опры в "13 друзей Оушена", пучить глаза в "После прочтения сжечь" и придуриваться в "Безумном спецназе", но как комедийный актер он раскрылся в полной мере именно в "Да здравствует Цезарь". Так проникновенно сыграть идиота сможет далеко не каждый серьезный драматический актер. А сыграть по-настоящему талантливого и увлекающегося идиота, пожалуй, только Джордж Клуни. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради сцены у креста: весьма экзотическое сочетание гениальной игры и исключительной глупости.

Ни одна байка не забывается - ни консультация с представителями четырех религиозных конфессий, ни сцена обсуждения теории марксизма со сценаристами-коммунистами, ни смачные пощечины персонажу Джорджа Клуни. Фильм смотреть необычайно интересно, несмотря, а может, и благодаря простой сюжетной линии - внимание зрителя постоянно отвлекает то один, то другой анекдот, вроде бы не имеющий отношения к похищению Уитлока. К тому же, в кадре появляется оборудование для съемок, разнообразные платформы, работники кинокомпании, массовка, декорации. Все проблемы, возникающие на съемках, все скандалы, все особенности работы на киностудии - все это братья Коэны включили в свой фильм.

Комедии Братьев Коэнов весьма своеобразны - стоит вспомнить хотя бы "Воспитание Аризоны" или "Большого Лебовски" - они хлесткие, жесткие, в них куда больше драмы, чем комедии. Но "Да здравствует Цезарь" - это особенная картина. Она ярче, радостнее и красочнее, чем все предыдущие, в ней много любви к старому Голливуду и глубокое понимание его "кухни". Сценаристы и режиссеры Коэны смогли показать изнанку кинопроизводства и сущность людей той эпохи, рассказать множество историй и баек, сатирически высмеять все возможные пороки элитарного звездного меньшинства, не отвратив, а наоборот, ещё больше влюбив зрителя в этот странный, волшебный мир фабрики грез.


Да здравствует Цезарь!

Елизавета Савостьянова


 

Рекомендуем

Корифей русской моды Валентин Юдашкин
«Роман» вне рамок закона
Помни имя свое ("Лев" реж. Гарт Дэвис)
«Синяя Птица» М. Метерлинка – волшебная феерия К.С. Станиславского
Выставка «Открытие Херсонеса: первые сто лет археологических исследований (1827-1927)»
Что? Где? Когда? Театры, фламенко и немного вестерна
Интервью с Игорем Золотовицким
Кино. Классика. "Леон"
Кино. Премьера. "В центре внимания"
Открытие первого в Москве сферического кинотеатра «Zыркус»