Люди в клетке («Жена смотрителя зоопарка», реж. Ники Каро)
С 13 апреля в российский прокат выходит новый фильм о Второй мировой войне. Снимался он под руководством Ники Каро («Тренер») и с Джессикой Честейн в главной роли. В основу сценария «Жены смотрителя зоопарка» легла одноименная книга Дайан Акерман о подвиге Антонины и Яна Жабинских, спасших за годы войны более 300 евреев. Лента Каро начинается с описания довоенных будней семьи Жабинских. Ян (Йохан Хелденберг) был смотрителем зоопарка, Антонина (Джессика Честейн) во всем помогала мужу и наслаждалась жизнью в окружении животных. Она не боялась оставлять львят рядом со спящим сыном и перед открытием зоопарка объезжала «свои владения» на велосипеде. Идиллии наступил конец в 1939 году, когда зоопарк был почти полностью разгромлен в результате авианалета нацистов. Антонине и Яну пришлось отдать лучших из выживших особей в немецкие зоопарки и беспомощно наблюдать за тем, как солдаты расстреливают остальных животных. Жабинские не смогли спасти всех подопечных, но не стали спокойно наблюдать за страданиями людей в оккупированном городе. Сначала Антонина уговорила мужа спрятать у них дома подругу-еврейку. Потом они разработали рискованный план по вызволению евреев из Варшавского гетто. Бежавших из гетто Жабинские прятали у себя дома под носом у военных и зоолога Лутца Хека (Даниэль Брюль), мечтавшего возродить исчезнувший вид животных и использовавшего ресурсы полуразрушенного зоопарка для своих целей. Уже бедного, пунктирного описания подвига Жабинских достаточно для того, чтобы понять в каком напряжении находились Ян и Антонина, как сильно они и помогавшие им люди рисковали. Но у Каро нет ни напряжения, ни ощущения того, что жизнь смотрителя зоопарка и его семьи висит на волоске. Зато есть Джессика Честейн с безупречным макияжем, то в стильном пальто, то в кружевных сорочках. А показ мод – это явно не то, что ожидаешь от фильма про Холокост. Правда, здесь надо сделать одну существенную оговорку. В «Пианисте» (реж. Роман Полански) Эдриан Броуди проговаривал за своего героя, что с его внешностью ему не спрятаться. Антонина в фильме Каро будет осветлять волосы женщинам, укрывающимся в зоопарке, и передаст свое пальто одной из них. В таком контексте ставка на Честейн в красивых нарядах предстает отчасти оправданной. Только эпизодов а-ля фотосессия для глянцевого журнала в «Жене смотрителя зоопарка» все же больше, чем драматической составляющей. По сути, в двухчасовом фильме не так уж и много сцен, передающих кошмар, выпавший на долю ни в чем не повинных людей. Из вывезенных Яном Жабинским не удалось дожить до конца войны только двоим, и Ники Каро чтит память погибших, вплетая их историю в канву фильма. Проговаривается и то, что несовершеннолетние девушки могли стать объектом сексуального насилия в гетто. Но все же страдания спасенных в «Жене смотрителя зоопарка» на обозрение особо не выставляются, а ужас гетто аккуратно отступает на второй план, уступая место вечерним посиделкам в доме Жабинских под звуки музыки, когда солдаты уезжали из зоопарка и прятавшиеся в подвалах люди могли ненадолго покинуть свое убежище. Как история о ежедневно рисковавших собой и своими близкими, чтобы спасти жизнь незнакомца, фильм Ники Каро недотягивает до «Списка Шиндлера» Спилберга. В отличие от героев Лиама Нисона и Рэйфа Файнса, между Антониной и Лутцом Хеком также не устанавливается болезненной связи, замешанной на манипуляции и общности интересов в довоенное время, при том что немецкий зоолог явно увлекся красивой полячкой и она чувствует свою власть над ним. Как фильм, рассказывающий и о попавших в Варшавское гетто, в сравнении с «Пианистом» «Жена смотрителя зоопарка» оборачивается набором красочных картинок по большей части о вполне сытой жизни у Жабинских. Собственно, работа Каро не первый фильм о Холокосте, который фокусируется не столько на жестокости по отношению к евреям, сколько пытается высветить то, как те, кто по прихоти судьбы избежал мучений, воспринимают страдания других людей. «Свет вокруг» (реж. Лив Шрайбер), например, также не усыпан сценами насилия и почти животной жестокости, как и «Жена смотрителя зоопарка», и все же остается весьма пронзительным повествованием. Тем не менее сквозь череду лакированных кадров и глянцевую красоту у Каро все же достаточно отчетливо звучит вполне ожидаемое и в данном случае желаемое послание о том, что можно оставаться человеком в нечеловеческих условиях.
Елена Громова
|
Рекомендуем |