«Медея» Пазолини
Снятая в 1969 году «Медея» Пьера Паоло Пазолини - история обо всем, что нам может дать искусство. Необыкновенно красивая картина гениального и скандального итальянского режиссера, каждый кадр которой можно заключить в рамку, потому что в нем все в высшей степени художественно: цвет, свет, композиция. Послевкусие киношедевра сродни походу в галерею (режиссер был увлечен итальянской живописью) и заключается в бесконечном распутывании нитей смыслов, из которых состоит фильм. Пазолини славится трактовкой и визуализацией классических сюжетов - это и вольное прочтение, и упор на саму их суть. Библейская история ("Евангелие от Матфея"), возрожденческие новеллы ("Декамерон", "Кентерберийские рассказы"), древнегреческие мифы (" Царь Эдип", "Медея"), схваченные объективом великого итальянца, выглядят ново и неожиданно. "Медея" - это неисчерпаемый сюжет, который Пазолини довел до визуального совершенства. Как и все фильмы режиссера, это его манифест, манифест современности.
Диалектика, присущая древнегреческой культуре, сделала их универсальным иллюстративным материалом для философских и культурологических концепций. Здесь можно вспомнить Фрейда, Ницше и прочих авторов. Интерпретируя мифы в духе своего времени, великие всегда находили в них что вечное и что-то сегодняшнее. Уже тогда, в античные времена, первые в мире трагики использовали потенциал мифа для выражения своих взглядов на политику, социальную жизнь полиса и прочие животрепещущие темы. Так случилось и с историей о Медее, которая была поставлена в античном театре в обработке Еврипида - последнего из триады великих древнегреческих драматургов. Миф о плавании героической компании на корабле Арго за золотым руном –прототипический приключенческий сюжет. Аргонавты добыли руно, но на этом история не закончилась. В нелегком деле их предводителю Ясону помогла заморская волшебница Медея, внучка самого бога солнца Гелиоса. Получив желаемое, Ясон берет в жены Медею и увозит ее в свой край. Далее следуют рождение детей, измена, ненависть, месть - все по списку.
Пазолини переосмысливает миф с позиций философии постмодернизма, приправляя коммуническими и атеистическими идеями. Медея – уже не просто увезенная Ясоном из родных мест подруга сердца, а индивид, оторванный от своих культурных корней и брошенный в новый мир, основания которого шатки и относительны. "Эта земля пуста!" - в исступлении кричит она Ясону. Ясон теряет свою героическую окраску. Он пресмыкающаяся и невыразительная личность, следующая за сиюминутными соблазнами и во всем жаждущая практических результатов.
Дятлова Мария
|
Рекомендуем |