Партнеры Живи добром

Месть от кутюр («Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи)

"Круэлла". Источник: Walt Disney Pictures

Жила была в сельской Англии 1950х маленькая девочка Эстелла (Типпер СайфертКливлэнд) вместе со своей мамой Кэтрин (Эмили Бичем) и не хотела быть как все. Грубые и невоспитанные одноклассники её обижали, а она вместо того, чтобы послушно терпеть оскорбления, колотила их в ответ. Руководство школы не понимало порывов девочки и предпочитало не разбираться, а наказывать — до тех пор, пока в один прекрасный день её не исключили мама её не забрала. День воистину прекрасный, ведь после этого Эстеллу повезли в Лондон. Однако где прекрасное, там и ужасное: по дороге мама зачем-то решила заехать на странную вечеринку в мрачном особняке на скале над морем, куда явно не стоило заезжать. Короче говоря, осталась Эстелла сиротой и вынуждена была спасаться бегством. Но, как известно, нет худа без добра — в Лондоне она всё же оказалась. И только успела вырасти, как грянули 60–е. И вот тут Эстелле с её врождённым дефектом настоящей суперспособностью, чёрно–белыми волосами, и тягой ко всему экстравагантному, уже было где развернуться.


"Круэлла". Источник: Walt Disney Pictures



Если завязка «Круэллы» кажется вам смутно знакомой, то вам не кажется. Новый диснеевский злодейский байопик даже не пытается скрыть свою генеалогию, а во многом ей бравирует. История непонятой миром гениальной бунтарки–изгоя, которую все видели уже примерно 100500 миллионов раз? Пожалуйста, иронично–язвительный закадровый голос с эффектом отстранения идёт в комплекте. Детство на лондонских улицах в компании мальчишек–карманников как в романах Диккенса? Получите, распишитесь. Даже образ главной злодейки (нет, не Круэллы, ведь она здесь героиня), жестокой и властной хозяйки модного дома Баронессы фон Хеллман в исполнении эффектнейшей Эммы Томпсон, кажется, в общих чертах списан с уже ставшего легендарным персонажа Мерил Стрип из «Дьявол носит Prada».


И здесь, в общемто, нет ничего удивительного. Корпоративный подход Disney в том и заключается, что готовый студийный продукт — всегда результат безошибочного кастинга и точного подбора проверенных компонентов. Так и в «Круэлле» среди целых пяти сценаристов можно найти как создательницу вышеупомянутого «Дьявола» Алин Брош МакКенна, так и, например, автора «Фаворитки» и «Великой» Тони МакНамару. Именно поэтому сольник самой стильной диснеевской злодейки идеально встраивается в актуальный жанр «кино о сильных женщинах», где-то между псевдосказочной диснеевской же «Малефисентой» и хулиганской «Тоней против всех». К слову, от последней здесь не только режиссёр Крэйг Гиллеспи, но и Пол Уолтер Хаузер в роли трогательного и обаятельного толстяка–тугодума Хораса. 



"Круэлла". Источник: Walt Disney Pictures



При таких исходных данных «Круэлла», наверное, и не могла выйти другой. Но сценаристам необходимо отдать должное: сценарий с таким блеском, дерзостью и иронией обыгрывает сюжетные штампы и цитаты, что диву даёшься. Даже больше: это, наверное, вообще самый удачный и — не побоимся этого слова — оригинальный из диснеевских саморемейков. И это несмотря на многочисленные обязательные реверансы в сторону классического мультфильма 1961 года, где Стервелла де Вилль впервые была явлена миру, и Гленн Клоуз — дважды заслуженную Круэллу (1996, 2000) — в качестве исполнительного продюсера.


Потому что эпатаж здесь побеждает сентименты. Понятное дело, с оговорками, потому что Disney — увы и ах — не позволяет Круэлле действительно делать шубы из далматинцев и лишает её возможности пропагандировать курение с помощью неизменного аксессуара, элегантного мундштука («о чём вы, ведь нас смотрят дети»). Однако в остальном для Disney это действительно прорыв. Мир фильма Гиллеспи ни разу не чёрно-белый, и здешние герои, несмотря на весь гротеск и карикатурность, вовсе не однозначны. По сути, перед нами история жестокой дуэли двух одержимых блистательных женщин за место под светом софитов. Обе отчаянно жаждут внимания, только одна уже выходит в тираж, а во второй как раз просыпается инстинкт убийцы. Обе Эммы здесь великолепны, но Томпсон, которой позволено куражится на полную катушку, без какой бы то ни было необходимости изображать драму, так просто растворяется в образе Баронессы до самозабвения.



"Круэлла".  Источник: Walt Disney Pictures



Эстелла/Круэлла тем временем карабкается из грязи улиц на самый верх мира моды, и свингующий Лондон 60–х/70–х становится для неё идеальным фоном — кажется, лучшего места для рождения помешанной на моде бунтарки–психопатки и не придумаешь. Эта экранная столица глэм– и панк–рока вовсю ревёт песнями Bee Gees, The  Doors, Deep Purple, The Clash, Blondie и даже протяжно озвучена I`m Feeling Good Нины Симон. Помимо оригинальных композиций Николаса Бриттела мелькнёт за кадром даже Smile Чарли Чаплина – кажется, специально для того, чтобы усилить и без того напрашивающиеся параллели с «Джокером» Тодда Филлипса. Но тем не менее сборный саундтрек, на который явно ушло дохрена немало денег, задаёт ритм всему фильму; «Круэлла» несётся на всех парах, ни разу не сбавляя оборотов. Ближе к концу вымышленный байопик и вовсе превращается в фильм–ограбление, а в некоторые моменты к тому же сильно смахивает на очень дорогое и стильное музыкальное видео (здесь немало длинных планов и головокружительно эффектных пролётов камеры).


"Круэлла". Источник: Walt Disney Pictures



Этот готический видеоклип выдержан в чёрно–бело–красных тонах, и даже второстепенные герои здесь появляются в отпадных нарядах; главные же — в исключительно сногсшибательных. Костюмы к «Круэлле» не просто поражают воображение — практически у каждого из 80–ти (!) нарядов, сшитых двукратной лауреаткой «Оскара» Дженни Беван («Безумный Макс: Дорога ярости», «Комната с видом») есть свой реальный прототип, в диапазоне от классики Dior 50–х до Александра Маккуина, Вивьен Вествуд и Джона Гальяно. Естественно, модная битва между Круэллой и Баронессой, от показа к показу, от раута к рауту — это противостояние не просто двух героинь, но полярных стилей, эпох и мировоззрений. Эпатажная дерзость против элегантной классики — до боли знакомый и, что ни говори, вечный сюжет. Но Круэлла идёт ещё дальше и как будто становится также первой акционисткой, по сути предвосхищая искусство перформанса и хэппенинга: спит в витрине, поджигает на себе платье, приезжает на показ мод на мусоровозе, а один раз просто превращает демонстрацию нарядов в незаконное уличное шоу.



"Круэлла". Источник: Walt Disney Pictures



Всё потому, что улицы — её родная стихия, и даже став новой иконой стиля, она, похоже, не собирается об этом забывать. Искусство же, кроме таланта, как известно, требует наглости, изобретательности и умения красть 
— а всего этого у Круэллы с избытком. К счастью, и создатели «Круэллы» ни разу не скупятся и не ставят перед собой цели оправдать все дерзкие и незаконные выходки своей героини в угоду жанру семейного кино. И на выходе получается слегка сентиментальный, но всё же великолепный, а местами даже и ослепительный, двухчасовой выплеск разрушительной творческой энергии. Предельно стильный, почти болезненно пышный и обманчиво безжалостный.




«Круэлла» — во всех кинотеатрах с 3 июня.

Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Премьера в Лос-Анджелесе первого киномюзикла «Бродвейская мелодия»
Под руководством Александра Сладковского. Серия концертов
Кино. Премьера. "Лазурный берег"
Иннокентий Смоктуновский. 90 лет со дня рождения легенды
Космос как предчувствие. Станислав Лем
Игрушечный мир («История игрушек 4» реж. Джош Кули)
Борис Гребенщиков: «Когда я пою, я отдаю много энергии»
Эволюция смеха. Николай Гоголь
Кино. Классика. "В джазе только девушки" реж. Билли Уайлдер
Мюзикл «Золушка» подарил детям сказку на Всемирный день доброты