Партнеры Живи добром

Пол Ньюман. Провал не остановил его


Имя Пола Ньюмана – одно из самых громких в Голливуде. Талантливый актёр, чей проникновенный взгляд пленил не одно сердце, режиссёр, продюсер, активист, отстаивавший права актёров и афроамериканцев – он оставил заметный след в истории кино.

Ньюман родился 26 января 1925 года. Актёрскую карьеру он начал в середине 1950-х и не покидал киноиндустрию почти до самой смерти. Своё будущее молодой человек связывал только с работой актёра. Как иначе объяснить то, что в 1947 году, когда ему было 22 года, он продает всё небольшое наследство, оставленное отцом, чтобы оплатить учебу в актёрской школе? На карту было поставлено многое…

Пол Ньюман

Но начало карьеры не было гладким. В 1954 году на экраны выходит лента «Серебряная чаша», в которой Ньюман сыграл свою первую главную роль в полном метре. После премьеры фильма он, конечно, проснулся знаменитым. Но слава, свалившаяся на голову начинающего актёра, была не такой уж и сладкой: фильм раскритиковали в пух и прах, особенно «отметив» игру Ньюмана.

После такой реакции критиков дорога в большое кино для него, казалось, была закрыта. Но Пол Ньюман выучил свой урок. Впоследствии он крайне избирательно подходил к выбору ролей, а его актёрское мастерство со временем оттачивалось всё сильнее. Ньюман 8 раз номинировался на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль, а спустя всего четыре года после неудачи он был признан строгим жюри Каннского фестиваля лучшим актёром.

Первый успех после «Серебряной чаши» ему принес фильм «Кто-то там наверху любит меня» (1956) — биографическая лента о боксёре Рокки Грациано. Ньюману пришлось изрядно попотеть над этой ролью, ведь ему предстояло повторить технику боя знаменитого спортсмена, передать напряжение на ринге и за его пределами – задача, с которой достойно справиться может далеко не каждый актёр. Но Ньюман выдержал испытание.

1958 год стал для Ньюмана урожайным. Фильмы «Долгое жаркое лето», «Кошка на раскалённой крыше», стали классикой мирового кинематографа, и в каждом Ньюману была отдана главная мужская роль.

В первой ленте Ньюман перевоплотился в Бена Куика. В течение всего фильма актёру удаётся держать зрителя в напряжении: то чувствуется, что его герой не такой поверхностный, то один наглый взгляд – и Бен словно бы лишается глубины, становится отталкивающим и неприятным. Только в конце фильма Ньюман приоткрывает дверь в сердце своего персонажа, и Бен видится уже совсем иначе. Именно эту роль отметило жюри в Каннах.

На съёмках фильма Ньюман влюбляется в Джоэнн Вудворд. Вскоре они поженятся. Пара прожила вместе 50 лет, и разлучить их смогла только смерть.

Пол Ньюман

В «Кошке на раскалённой крыше» Ньюман справился с не менее сложной задачей. Брика Поллита поедает изнутри чувство вины, и он не может справиться с болью и недоверием, всё больше отдаляющими его от близких людей. Брик пытается заглушить боль алкоголем, но ему это плохо удаётся. Задача Ньюмана – пережить преображение героя за одну судьбоносную ночь, за которую Брику предстоит набраться смелости и принять неизбежность смерти любимого человека, забыть былые обиды. Ньюман работает вместе с такими звездами, как Элизабет Тэйлор и Бёрл Айвз, при этом красота и гениальность великой актрисы не смогли затмить самого Ньмана. За роль Брика Ньюман был номинирован на премию «Оскар».

Актёрская карьера Пола Ньюмана с тех пор только набирала обороты. В его копилке порядка 80 сыгранных ролей. Многие из фильмов, в которых он принял участие, получили приставку «классика жанра». Такой классикой стал вестерн «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969), в котором Ньюман исполнил главную роль. Действие фильма происходит в начале 1900 годов, когда на бандитов, промышлявших ограблением банков, была объявлена охота, подельникам приходится бежать с Дикого Запада и приспосабливаться к новым условиям в чужой стране, учить язык, например. Режиссёр Джордж Рой Хилл умело переплетает драматические элементы с юмористическими. В этом фильме герой Ньюмана может и рассмешить, и заставить сочувствовать ему.

Несмотря на восемь номинаций в категории «лучшая мужская роль», у Ньюмана только одна статуэтка «Оскар» за фильм «Цвет денег» (1986), где актёр играет наставника героя Тома Круза. Эдди Фелсон, персонаж Ньюмана, не смог в молодости воплотить свои мечты, поэтому он пытается помочь Винсенту заработать большие деньги на игре в бильярд. Но судьба оборачивается так, что перед Фелсоном встает выбор: либо он, окончательно разочаровавшись в себе, забывает о мечте, либо, несмотря на свой возраст, всё же попытается достичь желаемого.

Пол Ньюман

В конце 1960-х Ньюман пробует себя в режиссуре. Его первый фильм — «Рейчел, Рейчел» (1968), где в главной роли выступает жена Пола. Вместе им удалось максимально обнажить душу одинокой женщины, смирившейся со своим одиночеством, отсутствием любви и отказом себе даже в самых маленьких радостях и тем, как тяжело для неё открыть своё сердце мужчине, дать себе хотя бы один шанс и позволить любить и быть свободной от мнения матери. Ленту ждал успех. Фильм был номинирован на премию «Оскар» в четырёх категориях, а сам Ньюман стал лауреатом премии «Золотой глобус». Потом ему доверили работу ещё над пятью фильмами.

Пола Ньюмана не останавливали никакие препятствия, трудности делали его только сильнее. Он был так храбр и уверен в себе, что не побоялся выступить против киностудий, отстаивая права актёров, в 1960-х смело высказывался в защиту прав афроамериканцев и поддерживал Демократическую партию, за что в 1971 году попал под номером 19 в список личных врагов Никсона.

Ньюман умер 26 сентября 2008 года от рака лёгкого. Он использовал своё имя, славу и успех, чтобы помогать другим людям. Организованная им фирма по производству соусов и после смерти актёра продолжает его дело, ежегодно отдавая миллионы на благотворительность.

 

 

Елена Громова

 

 


 

Рекомендуем

Актриса многих ролей — Галина Польских
Винсент Ван Гог. Познание мира и самосознание человека
Обновленные «наряды» картошки фри помогут детям
«Ночь в музее» в Реставрационном центре им. И.Грабаря
Звездная болезнь Европы: лучшие рестораны категории «Мишлен»
Истина на дне бокала
Геометрия Казимира Малевича
Несвобода! Неравенство! Вражда! («Отверженные» реж. Ладж Ли)
Мэри Пикфорд: «Шоу должно продолжаться»
У каждого лабиринта есть свой выход («Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти», реж. Уэс Болл)