«Улица» дружбе не помеха ("Середина 90-х" реж. Джона Хилл)
Стиви (Санни Сулджик) 13 лет. Его брату Йену (Лукас Хеджес) стукнуло 18. Мама мальчишек (Кэтрин Уотерстон) родила первого сына, когда сама была подростком, сейчас она воспитывает детей одна. Стиви нехило достается от брата: старший мутузит младшего со всей дури. Последний же находится в том возрасте, когда вроде бы еще и ощущаешь себя совсем маленьким, привязанным к семье, но уже понимаешь, что жизнь не исчерпывается общением с родственниками и пора бы расширять круг знакомств. Стиви так и делает. Он мечтает влиться в круг ребят постарше, тусующихся в магазине скейтбордов и выполняющих трюки на досках. Его мечта исполняется. Крутые парни принимают Стиви в свои ряды. Радости парнишки, кажется, нет предела, он старается понравиться новым друзьям, а заодно получает один за одним уроки жизни и выживания. Усвоит он их или нет – вопрос, но совершенно ясно, что режиссерский дебют Джоны Хилла вряд ли можно упрекнуть в излишней назидательности или пафосности. Хилл не читает с упоением мораль, но и не кричит о том, что маму слушаться не надо, чтобы добиться признания в крутой тусовке. Если «Середина 90-х» и подводит к какому-то месседжу, то он сводится к вопросу о личной ответственности за свои поступки, выбору себя в этой жизни, и не снимает со счетов то, где и когда ты родился. 90-ые в кино в последнее время стали появляться все чаще. Даже Капитан Марвел пытается разобраться в себе и со злодеями вселенского масштаба в середине 90-х. Для Джоны Хилла это время его юности, и в фильме звучат нотки ностальгии по прошедшим дням. Он и его команда придирчиво воссоздали атмосферу 90-х: от саундтрека до таких артефактов, как CD с записями любимой группы в качестве подарка на день рождения. Больше всего внимания «Середина 90-х», конечно, уделяет будням Стиви, но и другие персонажи здесь настолько хорошо прорисованы, что называть их второстепенными как-то совсем не хочется. В дебютном фильме Хилл создал галерею характеров узнаваемых, живых, объемных и неоднозначных. К каждому из них он явно относится с сочувствием и внимательно следит за тем, как герои его ленты реагируют на происходящее. Каст режиссера не подводит – в актерской игре нет ни театральности, ни фальши. К слову, друзей Стиви сыграли профессиональные скейтбордисты, скейтбордингом занимается и юное дарование Санни Сулджик, известный по роли младшего ребенка в семье, вынужденной расплачиваться за ошибки главы семейства в «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса. Среди героев «Середины 90-х» также трудно найти хотя бы одного исключительно отрицательного типа. Даже изверга-брата Стиви Джона Хилл рисует не одной и той же краской, а добавляет множество оттенков к его портрету. В конечном счете перед зрителем оказывается травмированное, ревнивое и слабое создание, которое очень боится жить и выстраивает между собой и другими стену. Новые знакомые Стиви, ‒ дети улицы, что накладывает отпечаток на их поведение, но не отменяет того, что они способны на искреннюю дружбу и могут поддержать в трудную минуту. На-Кел Смит у Джоны Хилла играет самого старшего из тусовки парня по имени Рей. Он единственный из компании, у кого нет своего прозвища, потому что оно ему не нужно – он и так крут. По крайней мере, к такой трактовке пришли самые младшие скейтеры Стиви и Рубен (Джио Галишиа). Разговор по душам Рея со Стиви, те слова поддержки, что он подбирает, дабы успокоить парнишку, ‒ на вес золота. При этом Хилл, опять же, не переходит в нравоучительный тон, а деликатно показывает доверие и уважение ребят друг к другу. У героев «Середины 90-х» не простая судьба. Это не дети, рожденные с серебряной ложкой во рту, и даже если у кого-то из них вполне обеспеченные родители, то это еще не гарантирует, что жизнь такого «счастливчика» сложится лучше, чем у его товарищей. Хилл все это понимает, в фильме чувствуется тревога за то, какое будущее ждет Стиви, его брата и юных скейтбордистов. Но туманное далеко все-таки уступает место в кадре тому времени, когда взрослая жизнь еще впереди. В «Середине 90-х» подростки просто стараются казаться взрослее и наслаждаются последними днями детства, если под детством понимать отсроченную ответственность за каждый сделанный в не том направлении шаг. В прокате с 14 марта.
Елена Громова
|
Рекомендуем |