В ожидании конца («Чёрный дрозд», реж. Роджер Мишелл)21 октября в рамках фестиваля нового американского кино AMFEST состоялась российская премьера семейной драмы режиссёра Роджера Мишелла «Чёрный дрозд» – участника кинофестивалей в Торонто и Сан-Себастьяне, – а уже на следующий день картина вышла в прокат. Рассказываем, почему на этот скромный и камерный фильм просто необходимо обратить внимание (спойлер: дело не только в актёрах).
Поэтому очень скоро в просторный и красивый загородный дом на побережье один за другим начинают съезжаться близкие. Сперва – старшая дочь Лили и Пола Дженнифер (Кейт Уинслет) со своим мужем Майклом (Рэйн Уилсон) и сыном-подростком Джонатаном (открытие фильма Энсон Бун). Затем – давняя подруга семьи Элизабет (Линдси Дункан). Последней приезжает младшая дочь-бунтарка Анна (Миа Васиковска), которая неожиданно для всех привозит с собой свою девушку Крис (Бекс Тейлор-Клаус). Но Лили очень надеется, что всё пройдёт так, как ей хочется, и получатся «нормальные» семейные выходные.
Конечно, темы принятия смерти, неизлечимой болезни и добровольного ухода из жизни нельзя назвать оригинальными, но сценаристу Кристиану Торпу удаётся сгладить все банальности и так замаскировать схематичность сценария, что моменты, при пересказе рискующие показаться штампами, на деле трогают и задевают глубоко за живое. Возможно, потому, что это уже второй его подход к материалу, ведь «Чёрный дрозд» – ремейк датского фильма 2014 года «Тихое сердце», где с некоторыми отличиями (например, персонаж Крис был взрослым мужчиной) уже происходило примерно всё то же самое.
Сердце и душа фильма – конечно же, Сьюзен Сарандон. Её элегантная героиня, немного прячущаяся в тени остальных, – единственная, не считая Пола, кто ведёт себя честно и последовательно от начала и до конца, излучая уверенное спокойствие там, где другие начинают паниковать. Здесь нельзя не вспомнить «Мачеху» (1999), где у Сарандон уже была похожая роль; по интонации у «Чёрного дрозда» с фильмом Коламбуса вообще много общего. С Сэмом Нилом они тоже уже играли супругов в полузабытом австралийском триллере «Одержимость» (2006), так что их дуэт, можно сказать, проверен годами. Но ближе всего новая картина Мишелла будет к «Августу» (2013) Джона Уэллса по пьесе Трейси Леттса, в котором актёры калибра Мэрил Стрип, Джулии Робертс и Бенедикта Камбербэтча схожим образом разыгрывали семейную драму, постепенно переходящую в фарс.
В фильме Мишелла много эмоционально нестабильных эпизодов, которые могут начаться за здравие, а кончиться за упокой и наоборот, поэтому заскучать от «Чёрного дрозда» невозможно – он постоянно держит зрителя в тонусе, а в некоторые моменты вообще способен растрогать до слёз. Обе дочери, которые эгоистично не хотят отпускать мать; трогательный муж-зануда; вообще каждый из персонажей, изо всех сил пытающихся вести себя так, будто ничего серьёзного не происходит – всё это кажется настолько знакомым и жизненным, что невольно переносишь происходящее в кадре на себя. И искусственные катарсисы, которые в каскадном финале непрерывно следуют один за другим, оставляют в полном эмоциональном опустошении. Но парадоксальным образом после лирической и глубоко трагичной песни о смерти, звучащей на фоне тёмных титров, только сильнее хочется жить.
«Чёрный дрозд» – в кино c 22 октября.
Иван Цуркан |
Рекомендуем |