Партнеры Живи добром

Владимир Меньшов. Кино, любимое народом


В России не так много режиссёров с тонким чувством юмора, и одним из них, безусловно, является Владимир Меньшов. Меньшов родился в Баку 17 сентября 1939 года, отрочество и юность провёл в Астрахани. В юношеские годы был очень увлечён чтением книг и киноискусством. С первого раза не удалось поступить во ВГИК, и будущий режиссёр был вынужден подрабатывать токарем на заводе. Только с четвёртой попытки в 1961 году вершина была взята: Владимир Меньшов поступил в Школу-студию им. Немировича-Данченко при МХАТ. Кстати,также складывалась судьба Кати Тихомировой по приезду в Москву, героини Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит», который Меньшов снимет только в 1979 году. Со своей женой Верой Алентовой, Владимир Меньшов  познакомился в студенческие годы, и на втором курсе они поженились. После окончания актёрского факультета ни один театр не хотел сотрудничать с ним. И тогда Владимир Меньшов поехал в Тольятти (тогда Ставрополь-на-Волге), где около двух лет работал в труппе Ставропольского краевого драмтеатра имени Лермонтова. Жена же осталась в Москве – её взяли актрисой в Московский театр имени Пушкина. Уже тогда Владимир Меньшов стал понимать, что режиссёрская работа ему гораздо более близка, чем актёрская.И тогда решил показать свои литературные работы режиссёру Михаилу Ромму. Ромм настолько был заинтересован, что специально для Меньшова открыл «аспирантуру по режиссуре художественного кино» и  пригласил Меньшова сразу на второй курс.

Владимир Меньшов

Первой работой режиссёра был короткометражный, учебный фильм «К вопросу о диалектике воприятия чувств, или Утраченные грёзы», снятый в 1970 году. Спустя шесть лет появился первый художественный фильм под названием «Розыгрыш». В картине противопоставляются два героя – ученики 9 класса с двумя разными характерами – Игорь Грушко и Олег Комаровский.  Для Игоря важнее правда, честность, возможность быть самим собой, для Олега – идти к цели, отбросив все остальные желания. Об этом же и диалог Олега с отцом. Олег говорит отцу о том, что надеется, что проживёт свою жизнь ярче, чем он. Ведь отец мог бы стать академиком, профессором, а из-за того, что не сосредоточился на одной цели, - в результате он простой инженер.

- Можно ждать, как сложится жизнь, а можно её самому складывать. Сейчас нельзя разбрасываться, темп жизни не тот, - говорит Олег отцу.

- Откуда в тебе эта деловитость? Трезвую расчётливость свою, её ведь нужно выстрадать. Она приходит, когда шишки набьёшь. А в юности как раз надо разбрасываться, надо всё хотеть, надо всего добиваться, надо вечный двигатель изобретать. Цель в жизни – вещь великая, но цель-то эта - в жизни. А для тебя жизнь как болото, через которое ты мостки к этой своей цели выстраиваешь. Ну добежишь ты к ней первым, оглянешься, а сзади что у тебя, беговая дорожка? Не скучно станет?

Где здесь правда – зрителю решать самому. Хороший режиссёр умеет задавать вопросы, умеет навести своего зрителя на мысль, но не даёт однозначные ответы.

После «Розыгрыша» был снят легендарный фильм «Москва слезам не верит».Изначально сценарий не очень-то приглянулся Владимиру Меньшову. Что зацепило, так это момент, когда героиня засыпает, а просыпается через 20 лет. И тем не менее, фильм с банальным сюжетом о провинциалке, приехавшей покорять столицу, стал невероятно успешным - за один только 1980 год кино посмотрели более 90 млн. зрителей.  У фильма много факторов такого успеха - это и  отменное чувство юмора режиссёра, и искренняя, не фальшивая игра актёров, и опять же умело поставленная дилемма перед зрителями: что лучше – выиграть в лотерею или пройти тернистый путь? В итоге за этот фильм режиссёр получил любовь зрителей и «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Владимир Меньшов

В 1984 году Владимир Меньшов снял не менее любимую зрителями картину – «Любовь и голуби». Фильм о деревенской семье, состоящей из мужа с женой – Василия Кузякина с Надюхой – и их троих детей. Василий работает в Леспромохозе, однажды получает производственную травму, и его отправляют на курорт, где он решается изменить жене. Простота деревенского быта, характерные для сельской местности акценты, актёры, так органично влившиеся в образы деревенских жителей, - всё это заставляет пересматривать фильм десятки-сотни раз. Что ни фраза в этой душевной комедии, то крылатая: «Кикимор я не понимаю! Убери её, Надежда!», «Зараза! «Людк, а Людк!» Тьфу! Деревня!» и другие. «Кака така любовь?» - спрашивает Надюха. Зрители опять отвечают Владимиру Меньшову: «Всенародная!». Кинокартина «Любовь и голуби» получила премию «Золотая ладья» на Международном кинофестивале комедий в Торремолиносе в 1985 году.

Только в 1995 году режиссёр снял новый фильм – комедию-фарс о четырёх братьях-близнецах и  украденном алмазе «Ширли-мырли».В «Ширли-мырли» всё как в лучших комедиях - образы утрированы, но правдоподобны, ситуации комичны, забавны, но без грубого юмора. Главный герой Кроликов, давний антисемит, узнаёт, что сам наполовину еврей. Не любит цыган? Узнаёт, что его третий брат – борец за права цыган, считающий себя цыганом. Четвёртый брат оказывается афроамериканцем. Даже в таком шутовском фильме режиссёром опять ставится вопрос зрителю.

Владимир Меньшов

Пятой режиссёрской работой стала художественная кинокартина об адюльтере «Зависть богов».В главной роли – вновь Вера Алентова, играющая роль верной жены Сони. Она идёт на поводу у своих желаний и изменяет своему мужу Сергею, успешному советскому писателю, с приехавшим к ним в гости французом Андре, которого играет Жерар Депардье. Но как говорится, «боги не любят счастливых людей», и любовникам приходится расстаться. Человеку всегда приходится жертвовать чем-либо ради своего счастья, выбирать, отказываться. В своих картинахВладимир Меньшов разговаривает со зрителями, не поучая их, - в этом особенная прелесть его фильмов.

Удивительным кажется то, что на сегодняшний день количество кинолент, снятых Владимиром Меньшовым, не велико – всего лишь пять (хоть не в количестве исуть), при этом сыграл он более 75 ролей. Но тем не менее Владимир Меньшов считает основным своим ремеслом – режиссуру, что до зрителей, то они рады видеть его на экранах и в роли актёра, и в титрах – в качестве режиссёра.



Ирина Гладких




 

Рекомендуем

7 ступеней Голгофы Андрея Тарковского
Книга рекордсмен
Буддист-революционер - Бернардо Бертолуччи
XXXVIII Московский международный кинофестиваль
Александр Столпер. Душой среди огня
Ретроспектива Юлиана Радльмайера в «Фитиле»
Голос эпохи: Игорь Кириллов
Станислав Ежи Лец и его «Непричесанные мысли»
Санкт-Петербург. На круги своя
Грегуар Мишонц: творчество вопреки реальности