Партнеры Живи добром

ПОП-АРТ. Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн


Открытие: 16 мая в 17.00

По адресу: Радищева, 41



«Когда я смотрюсь в зеркало, я знаю точно, что вижу себя не так, как меня видят другие... потому что я смотрю на себя так, как мне хочется».

Энди Уорхол


Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представляет выставку произведений Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, организованную совместно с галереей СНЕГ (Москва). На ней представлены шелкографии двух главных фигур поп-арт-движения.


Мы говорим поп-арт и подразумеваем Энди Уорхол. Мы говорим Энди Уорхол и подразумеваем поп-арт. Американский художник стал иконой поп- арта, его проповедником. Уорхола сравнивали с типографским станком, изображающим знаменитостей и знакомые всем популярные товары. В свое время авторы советской антибуржуазной пропаганды писали о художнике, забивающем рекламой сознание людей, как о кумире американских промышленников-монополистов, щедро оплачивающих его работы. Сейчас мы можем оценить это объективно и увидеть в этих работах то, что видел Уорхол и его почитатели - своего рода форму патриотической иронии к шквалу рекламы. Достаточно вспомнить, что этот стиль повлиял даже на фильмы о Джеймсе Бонде.


Это сегодня поп-арт - уже винтаж, хорошо изученное специалистами направление в истории искусства. Поп-арт признан во всем мире! Поп-арт всегда узнаваем! И сейчас это - ниша для творческих экспериментов в искусстве, в моде, в архитектурных интерьерах.


На выставке можно выделить серию Энди Уорхола «Вымирающие виды». Она впервые была показана в России в Дарвиновском музее Москвы в начале этого года и открывала год экологии в нашей стране. Серия из 10 портретов редких животных была создана королём поп-арта в 1983 году по просьбе друзей, защитников диких животных Рональда и Фрейды Фельдман. Она включает портреты амурского тигра, африканского слона, орангутана, чёрного носорога, зебры Греви, гигантской панды, белоголового орлана, снежного барана, древесной лягушки из семейства квакш и бабочки.


Интересно, что цикл имеет ещё одно название «Животные в гриме», отражающее способ изготовления этих портретов. Уорхол выбирал наиболее вдохновляющие фотографии редких животных, а затем экспериментировал с цветом, накладывая его на бумагу через особые сетчатые трафареты, слой за слоем. Глубокие яркие цвета и их неожиданные сочетания, а также крупный формат привлекают внимание зрителей к проблеме опасности, которая грозит изображённым животным. Кроме того, портреты невероятно красивы, в них ясно виден стиль зрелого Уорхола, звезды поп-арта первой величины. Неудивительно, что цикл «Вымирающие виды» имел большой успех на всех выставках ещё при жизни автора и стал одним из самых известных в творческом наследии Энди Уорхола. 


ПОП-АРТ. ЭНДИ УОРХОЛ И РОЙ ЛИХТЕНШТЕЙН



Одной из выдающихся фигур поп-арта наряду с Энди Уорхолом можно смело назвать Роя Лихтенштейна. Это он перенес знаменитые американские комиксы со страниц журналов на форматы 2 и 3 метра. Как это происходило? Понравившиеся изображения, взятые из журналов и мультфильмов, увеличивались путем ручной перерисовки растра и становились при помощи шелкографии новыми произведениями искусства. Рой Лихтенштейн стал лауреатом различных премий, его работы бьют ценовые рекорды на аукционах. Прежде чем прийти в поп-арт, Рой пробовал свои силы в сюрреализме, кубизме, абстрактном экспрессионизме. Все изменилось в 1961 году, когда его сын попросил нарисовать что-то красивое и яркое, как комикс. Картина «Смотри, Микки» изменила его жизнь и помогла стать одним из пионеров американского поп-арта. Рою было уже около сорока. Однажды в галерею, где проходила выставка Лихтенштейна пришел Энди Уорхол. Он был восхищен работами и пригласил Роя в свою студию, чтобы показать, как работает в том же жанре.


В первых работах Лихтенштейн использовал образы из комиксов и рекламы, увеличивая их и стилизуя их под газетную печать. Эти картины активизировали американский художественный процесс и изменили историю современного искусства.


После первого коммерческого успеха и одобрения критиков Рой Лихтенштейн решил всецело отдаться художественным поискам. Сюжет его работ заметно расширился - рядом с комиксами появились интерпретации картин Сезанна, Модриана и Пикассо, а также натюрморты и пейзажи. Помимо этого Лихтенштейн создавал гравюры и скульптуру. Как в дву-, так и в трёхмерных объектах он использовал промышленные материалы, которые не имели прямого отношения к искусству. Кроме того, он разрабатывал и создавал товары массового потребления, которые стоили значительно дешевле, чем его живопись и скульптура. Кроме рисунков и скульптуры, Рой Лихтенштейн создал также более 300 принтов, в основном с помощью трафаретной печати.


Среди наиболее известных работ Роя Лихтенштейна на выставке представлен «Masterpiece» («Шедевр», 1962), сюжет которой расценивается как самоирония над собственной карьерой. Ретроспективно, шутку считают «остроумной и все же устрашающе наделенной даром предвидения», потому что она предвещала будущую «суматоху» вокруг его творчества. Мы видим диалог между блондинкой и мужчиной по имени Брэд: «Брэд, дорогой, да это же шедевр! Скоро весь Нью-Йорк будет «кричать» о твоих работах!» При этом дама пристально смотрит на живопись, угол которой виднеется на работе. А сам Брэд выражением лица передает свое согласие с ее словами.


Художник, работая со стереотипом массового сознания, обращается к конструированию гендера, точнее, некоего шаблона, предельно сжатого и схематичного, под которым принято понимать «мужское» и «женское». Гендерный стереотип у Лихтенштейна высвечивается сквозь призму инфантильного массового сознания, что проявляется и в незамысловатом сюжете, и в схематичном изображении эмоций, и в типичности черт, переходящих из одной работы в другую. Персонажи Лихтенштейна явно были изготовлены по одному лекалу и ровным шагом сошли с ленты одного конвейера беспрестанно работающей массовой американской культуры. Но, что самое важное, идея инфантильности, в которую погружается современное ему общество, проявляется в самом выборе эстетики комикса и в содержании текстов, которые Лихтенштейн включает в свои работы.


Тогда как неотъемлемой составляющей любого комикса является текст, у художника он сжимается до бытовых, ничего не значащих фраз или мелодраматических восклицаний довольно второсортных актрис, а подчас и до бессмысленных вздохов.


В 1964-м году Лихтенштейн стал первым американским художником, работы которого были представлены в галерее «Тэйт» в Лондоне. В 1987-м году Рой Лихтенштейн стал первым из живущих художников, чья персональная выставка состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке.



Информация предоставлена пресс-службой






 

Рекомендуем

Ловушка истории («Антебеллум», реж. Джирард Буш, Кристофер Ренц)
Королева бурлеска Дита фон Тиз
«Неделя старинной оперы» в Театре имени Наталии Сац
Дамы и господа, внимание! Представляю вам женщину, «сделавшую из американских артисток простых русских баб»!
Мюзикл. История жанра
Александр Куприн – революционер в душе и рабочий по жизни
«FollowTheFabrika». Финал
3 секунды, которые потрясли мир ("Движение вверх" реж. Антон Мегердичев)
Этьен Фальконе. Медный всадник и все-все-все
Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки