Партнеры Живи добром

Этьен Фальконе. Медный всадник и все-все-все



Фальконе. У большинства это имя ассоциируется с мафией, сигарами и Сицилией. Однако Этьен Фальконе вовсе не крестный отец, а человек, который оставил заметный след в истории России. Именно ему мы обязаны Медным всадником, величественно возвышающимся над берегом Невы.


Этьен Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже в семье столяра. На его будущее значительно повлиял дядя – Никола Гильом, мастер-мраморщик. Этьен работал у дяди подмастерьем. Здесь он делал первые шаги к искусству. Наибольшую же роль сыграл Жан-Батист Лемуан, известный портретист и придворный скульптор. Под его началом Этьен Фальконе украшал версальский парк. Фальконе тепло относился к своему учителю до конца жизни. Именно Лемуан познакомил юношу с работами Пьера Пюже, сильно повлиявшими на взгляды Этьена как скульптора.


Этьен Фальконе



Фальконе был человеком сложного характера и легко находил себе врагов. Этьена Фальконе знали как человека экспрессивного, самовлюбленного, самоуверенного и в то же время легко ранимого. Он мог долгое время работать над скульптурой, а потом в порыве чувств разбить ее. Фальконе открыто критиковал классицизм, высмеивал работы античных и средневековых ваятелей, за что многие коллеги его невзлюбили.


Большую часть жизни Этьен Фальконе провел в Париже. С произведениями мастеров прошлого он знакомился по рисункам и слепкам. В 1744 году был принят в Королевскую академию, но звание академика получил лишь спустя десять лет. Таким образом, из сына простого столяра он преобразился в дворянина, стал получать ежегодную пенсию, королевские заказы и бесплатную мастерскую в Лувре.


С 1753 по 1763 Этьен Фальконе участвовал в реконструкции церкви Св. Роха. К сожалению, из тех скульптур сохранилось только «Моление о чаше». Остальные были уничтожены во времена Французской революции.


В 1757 году Фальконе назначили директором Севрской фарфоровой мануфактуры. Сначала он создавал модели скульптур по рисункам Франсуа Буше, живописца, придерживавшегося стиля рококо. Позже Фальконе обособился.


Именно в 1757 году имя Фальконе получило громкую огласку. Мадам де Помпадур, фаворитка короля и покровительница наук и искусств, благоволила к Фальконе. Скульптор создал для ее особняка «Грозящего Амура» и «Купальщицу».


Бог любви вдохновлял многих ваятелей, но творение Фальконе выделяется из всех. Оно дышит жизнью. Кудрявые волосы мальчика так и хочется погладить, а на его шаловливом лице, кажется, вот-вот задвигаются глаза и губы. Мальчик подносит ко рту палец, просит тишины, дабы не спугнуть «мишень». Взгляд уже поймал ее, а левая рука тянет стрелу из колчана.


Этьен Фальконе "Грозящий Амур"


«Купальщица» Фальконе также жива и пластична. Мастер изобразил девушку в естественной и грациозной позе. Мы словно видим стоп-кадр, сделанный в то время, когда девушка, подняв подол платья, протянула стройную ногу к воде – проверить, не холодная ли.


Настоящий триумф скульптора ждал на выставке Салона 1763 года. Его принесла группа «Пигмалион и Галатея». Пигмалион – это кипрский античный скульптор. Он возвел из мрамора образ собственного идеала женской красоты и воззвал к Богу, чтобы Он даровал такую же жену. Поцеловав статую, скульптор оживил ее. Этот момент и взял за основу Фальконе. Только целует руку девушки не Пигмалион, а маленький Амур за спиной девушки. Галатея просыпается и с ласковой улыбкой тянется к пораженному юноше. В этой скульптуре ярко выражены одновременно и тенденции классицизма, и приверженность Фальконе к естественным пропорциям, выразительности образа. Фальконе взял себе за девиз собственное мнение: «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или камне».


В 1764 году Фальконе работает над заказом мадам де Помпадур ? статуе «Зима». «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать», ? пишет Фальконе. Однако маркиза умирает. Скульптор попадает в затруднительное финансовое положение. Как нельзя кстати, приходит предложение из России – возглавить работу по воздвижению памятника Петру I. Образ скульптуры возник у Фальконе сразу. В одном из писем к другу Дидро, между прочим, известного философа, Этьен Фальконе говорил: «на углу Вашего стола я сделал набросок Героя, берущего на скаку эмблематическую скалу».


Скульптор не зря упомянул абстрактного Героя. И Россия, и Петр I были чужды Этьену Фальконе. Он не ставил перед собой задачи изобразить настоящего Петра. Медный всадник стал его последним делом, венценосным итогом деятельности. «Эта идея целиком символична», ? писал Фальконе. Отстаивая ее, француз не побоялся даже перечить императрице Екатерине II.


Работа над Медным всадником достойна отдельной статьи. Одна транспортировка Гром-камня – большое и необыкновенное мероприятие, участников которого Екатерина II наградила памятными медалями. Глыба весила 1600 тонн, от деревни Конная Лахта до берега Финского залива ее тащили по специально сооруженным рельсам чуть ли не год. Чтобы спустить ее на судно, баржу пришлось затопить, а по завершении успешной операции откачать воду. Осколки с камня петербуржцы подбирали, делали из них набалдашники для тростей. 23 сентября 1770 года гранитный камень доставили к Сенатской площади.


Работа над самой скульптурой тоже оказалась непростой задачей. Фальконе имел слепок с лица Петра I, но все же никак не мог добиться желаемого результата. Тогда на помощь пришла его ученица, приехавшая с ним из Парижа, ? шестнадцатилетняя Мари Анн Колло. Её эскиз так понравился Екатерине II, что императрица назначила девушке пожизненную пенсию в 10 тысяч ливров и включила ее в члены Российской Академии художеств.


Чтобы зарисовать наездника на вздыбленном коне, Фальконе пришлось помучить генерала Мелиссино. Гвардейский офицер множество раз ставил на дыбы то Капризника, то Бриллианта. Фальконе быстрыми штрихами набрасывал каждую деталь, причем рассматривал ее с разных ракурсов.


Многие смеялись над задумкой Фальконе. Дидро писал другу, что некоторые французы были бы рады, если бы Фальконе не только постигла неудача, но и смерть под обломком его скульптуры. Дело в том, что ранее полководцев и правителей ваяли в статичной позе, на опирающемся на четыре ноги коне. Опора же из двух ног казалась ненадежной – вздыбленный скакун запросто мог переломиться. Однако Фальконе придумал ранее не применявшуюся технологию: отлить переднюю часть статуи с более тонкими стенками. Многие мастера отказались от подобной затеи. Взялся за дело Емельян Хайлов, пушечных дел мастер.


Отливка вышла лишь со второго раза. Сначала часть статуи залило раскаленной бронзой, при второй попытке занялся пожар. Однако Хайлов спокойно завершил работу по формовке размягченного металла. Фальконе одарил стоика не только деньгами, но и сердечными поцелуями.


Также Фальконе предусмотрел дополнительную опору для статуи: раздавленную копытом змею – символ зависти. Императрице свое нововведение скульптор объяснил так: «Петру Великому перечила зависть, это несомненно, он мужественно поборол ее, это точно несомненно: такова участь всякого великого человека. Если бы я когда-либо делал статую Вашего Величества <…> я бы бросил зависть внизу пьедестала».


Этьен Фальконе "Медный всадник"


Не исключено, что Фальконе имел в виду вовсе не врагов Петра, а собственных. К тому времени у скульптора появилось много завистников, которые поговаривали, что он мало причастен к созданию скульптуры, только командует, да участвует в каких-то технических моментах. Императрица начала холодеть к французу. Неудивительно, что открытие памятника прошло без Фальконе. Он отправился в Голландию четырьмя годами ранее. Там он занялся литературным трудом. Таким образом, Медный всадник стал, как Фальконе и хотелось в начале, той жирной чертой, которая завершила карьеру скульптора. Когда князь Голицын по поручению Екатерины II вручил французу памятные медали, скульптор до того расчувствовался, что не смог сдержать слез.


Случилось это уже во Франции, в Шатене А через полгода творца хватил апоплексический удар. Руки, ноги отказали, навсегда. Восемь лет за прикованным к постели стариком ухаживала Мари Анн Колло, ученица и уже невестка Фальконе. 24 января 1791 года Этьена Мориса Фальконе не стало.


В Санкт-Петербурге в Эрмитаже хранится мраморный бюст скульптора работы Мари Анн Колло. Также там можно найти медаль, на одной стороне которой изображен профиль Фальконе, а на другой – Медный всадник. Медаль изготовил и подарил в 1969 году французский скульптор Раймонд Корбен, приезжавший до этого в Питер на празднование 250-летия Фальконе.


Медный всадник стал неотъемлемой частью, можно сказать, даже одним из символов Петербурга. В годы войны его обкладывали мешками с песком, защищали досками. А теперь памятник на Сенатской площади – одно из самых популярных мест у молодоженов и туристов. Уже издали в любую погоду виден равносторонний треугольник, вершиной которого является невозмутимое лицо российского императора.

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин Судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

 (Пушкин А. С.)



Карелин Алексей




 

Рекомендуем

Демон Онегина. Миллион лет вместе тьма и свет
В ЦДМ на Лубянке открылась Гастрогалерея
Премьерный показ спектакля «Чайка»
Февраль в ГПИБ
Вопреки всему. История любви Прасковьи Жемчуговой.
Уильям Уордсуорт. Представители «озерной школы» и зарождение английского романтизма
Оскар Нимейер — грани архитерктуры будущего
Космическая мутантка («Люди Икс: Темный Феникс» реж. Саймон Кинберг)
Карта друга РОСФОТО: Годовой абонемент
Модный эффект Кары Делевинь