Выставка «47 ронинов. Легенда как искусство»
Государственный музей Востока представляет выставку японской гравюры из собрания Кирилла Данелия «47 ронинов. Легенда как искусство».
На выставке будет представлено более шестидесяти гравюр XIX века, посвящённых одному из самых популярных сюжетов японской истории и театральной драматургии — истории и легенде о сорока семи верных ронинах, из коллекции Кирилла Данелия. Они представляют разные школы и направления этого многогранного искусства, несколько поколений прославленных мастеров жанра театральной и героической гравюры. Среди представленных на выставке художников – Утагава Кунисада (Тоёкуни III) (1786-1865), Утагава Куниёси (1798-1861), Тоёхара Тиканобу (1838-1912) и другие. Многие гравюры будут представлены в России впервые.
Начало легенды о сорока семи верных вассалах было положено драматическими событиями 21 апреля 1701 года (в японской историографии – эпоха Эдо (1603-1868)). Молодой князь Асано Наганори поднял оружие на церемониймейстера при дворе военного правителя Японии (сёгуна) во время ежегодных ритуалов обмена новогодними подношениями между императорским и сёгунским дворами. Причины этого инцидента до сих пор не вполне ясны, но пролитие крови в стенах резиденции правителя было тяжелейшим преступлением, и наказанием за него для самурая было ритуальное самоубийство сэппуку.
Такая смерть князя влекла за собой конфискацию всех его владений, его бывшие вассалы становились ронинами – «странниками в бурных волнах». Хотя наказание за проступок Асано было признано правильным, бывшие вассалы не могли смириться с той несправедливостью, что противник их господина оставался жив и не понёс никакого наказания. В течение почти двух лет ронины готовили месть, и, наконец, в ночь с 30 на 31 января 1703 года состоялся штурм усадьбы церемониймейстера Киры Ёсинаки. Кира был убит, ронины добровольно сдались властям и ушли из жизни также, как их господин Асано.
Эта реальная история начала обрастать мифами сразу после смерти ронинов, поскольку отвечала представлениям о том, какими следует быть идеальным самураям. Нашлось и много противников этого поступка, неоднозначным было и отношение властей к поступку преданных вассалов. Одно несомненно: не только среди представителей самурайского сословия, но и среди простых людей эта история получила самое широкое распространение и популярность. Сборники документов и основанные на них печатные художественные произведения стали источником вдохновения для рассказчиков-коданся, а их рассказы, в свою очередь, – основой для пьес Кабуки и Дзёрури, любимых жанров японского театра.
Успех новых представлений сделал неизбежным появление гравюр с изображением верных ронинов. Такие листы были памятным сувениром для тех, кто посетил представление, или сообщали о театральной новинке, которую непременно стоило увидеть. Представление под названием «Канадэхон Тюсингура» («Сокровищница Самурайской Верности») выдержало бессчётное количество постановок в разных театрах Японии на протяжение нескольких веков, а гравюры на тему «Тюсингуры» занимают большую часть всей печатной продукции XIX века. Так драматические события начала XVIII века стали частью японской народной культуры. Большое количество героев пьесы, многочисленные побочные линии сюжета и второстепенные персонажи позволили увидеть в ней рассказ о верности, предательстве, любви и чести, - вечных вопросах искусства.
Аншлаги в театрах, шумный успех и спектаклей, популярность гравюры с изображением героев тех событий и актёров, исполнявших их роли, со временем стали ассоциироваться с достатком и процветанием. Побывать на представлении про верных ронинов считалось в эпоху Эдо доброй приметой, а купить что-нибудь, связанное с этой историей, означало принести частичку этого благого знамения к себе домой.
Информация предоставлена пресс-службой
|
Рекомендуем |