Оскар Нимейер — грани архитерктуры будущего
5 декабря 2012 года, в возрасте 104 лет ушел из жизни всемирно известный бразильский архитектор, как нередко его называли, «последний модернист» — Оскар Нимейер. Его творчество изменило многое в современной архитектуре, став в ней целой эпохой. Будущий легендарный архитектор, национальная гордость Бразилии, родился в далеком 1907 году в тогдашней столице — Рио-де-Жанейро, в богатой и влиятельной семье. Беззаботное детство и богемная юность не сделали из Оскара Нимейера очередного бесполезного представителя «золотой молодежи»: по собственным словам мастера, он всегда знал, чем хотел заниматься.
Успешно закончив факультет архитектуры Национальной школы изящных искусств в 1934 году, он сразу же был принят в проектную мастерскую ведущего архитектора страны и своего бывшего профессора — Лусиу Косты. Лусиу Коста собрал вокруг себя не боящихся экспериментировать и рисковать молодых зодчих, надеясь с помощью новых, смелых и амбициозных идей перевернуть представление об архитектуре Латинской Америки, как о чем-то вторичном, копирующем западные образцы. И хотя по началу труд архитекторов не оплачивался, энтузиазма изменить окружающую городскую среду это не уменьшало. Тем более, что идеи Лусиу Косты нашли поддержку в руководстве страны и мастерской был поручен ответственный проект нового здания Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. Именно во время работы над этим проектом состоялось знакомство, оказавшее огромное влияние на всю последующую жизнь Нимейера. Великий французский архитектор-модернист, отец архитектурного функционализма Ле Корбюзье был приглашен в мастерскую Лусиу Косты в качестве консультанта.
Незаурядный талант, свобода в выборе материала, умение найти оригинальное конструктивное решение, свойственные Оскару Нимейеру уже в то время, обратили на себя внимание мэтра и молодой архитектор получил возможность возглавить проект. Работа с Ле Корбюзье стала для Нимейера бесценной школой освоения новых приемов зодчества, как никто другой он сумел воплотить в жизнь идею свободных форм в архитектуре. Законченный проект здания Министерства принес Оскару Нимейеру первое признание и открыл ему двери в мировую архитектуру. Уже следующий проект, над которым Нимейер работает с Лусиу Костой имеет статус международного — это здание павильона Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. И вновь успех. А за ним — новый большой проект комплекса общественных зданий в Пампулье — районе третьего по величине города тогдашней Бразилии — Белу-Оризонти. Не смотря на поддержку главы города (будущего президента страны), Жуселину Кубичека, проект, над которым Оскар Нимейер трудился в 1940-1943 гг., вызвал много споров и критики. Слишком уж неожиданными и смелыми, обгоняющими свое время, были архитектурные решения, предлагавшиеся Нимейером. Чего стоит только здание церкви Святого Франциска Ассизского, которое сравнивали то с авиационным ангаром, то со спортивным залом, а с некоторых ракурсов и вовсе с серпом и молотом.
Католические власти наотрез отказались освещать странный храм, лишь спустя 16 лет было признано, что по назначению использовать здание все же можно.
Затем были еще многие и многие здания во всех уголках Земли, необычные и фантастические, похожие на космические корабли будущего и на удивительные создания природы, был проект всей жизни — архитектурное чудо ХХ века и прижизненный памятник мастеру — новая столица страны — город Бразилиа, выросший, как по волшебству, на месте непроходимых тропических лесов. Была жизнь, охватившая целый век, отданная служению искусству.
Светлана Верховская |
Рекомендуем |