Уникальные рисунки пещеры Шове: наши предки были творцами
В апреле 2015 года во Франции была открыта копия пещеры Шове. Чем же так знаменит оригинальный грот? 18 декабря 1994 года спелеологи Жан Мари Шове, Элиет Брюнель и Кристиан Иллэр обнаружили полузасыпанный проход в пещеру. Несмотря на поздний вечер, исследователи проникли внутрь и то, что они увидели, превзошло все их ожидания. Размер пещеры превышал 800 метров в длину, а количество рисунков достигало 500. Но самым удивительным было качество и сохранность древней живописи. И если отсутствие повреждений объяснилось сразу – пещера была как бы законсервирована на много тысяч лет обломками скал, то высочайший уровень изображений породил множество предположений, и, более того, поставил под вопрос принятую на том момент концепцию развития палеолитического искусства.
Возраст самых древних рисунков из пещеры Шове оценивается в 35 тысяч лет, отодвигая, таким образом, появление наскальной живописи на 5 тысячелетий. Главные теории эволюции древнейшего искусства основывались на классификации французского учёного Андре Леруа-Гурана, согласно которой искусство развивалось от примитивных форм к более сложным. Живопись грота Шове тогда должна была относиться к дофигуративной стадии, где использовались только линии, пятна, точки и прочее. Однако же, рисунки из Шове, будучи наиболее древними, оказались и самыми совершенными. Это открытие не только опрокинуло с ног на голову предыдущие теории, но и заставило задуматься о том, что любые классификации и придуманные рамки плохо подходят для такой категории, как искусство. Открытие пещеры Шове позволило французскому археологу Жану Клотту предположить, что древние люди научились рисовать ещё до переселения в Европу. Самые древние рисунки Шове не лишены перспективы, светотени и необычных ракурсов – находок, которые обычно относят к гораздо более поздним изображениям. В искусстве палеолита животные, как правило, изображались в профиль и довольно статично. На стенах пещеры Шове лошади бегут, львы выслеживают бизонов, а медведи, будто готовы наброситься в любую секунду. Интересно и то, что стены не служат просто поверхностью для изображений, рисунки гармонично включены в пространство пещеры.
Ещё одним любопытным приёмом рисунков из Шове является создание своеобразной палеолитической анимации – изображений с множеством контуров, как бы наслаивающихся друг на друга. Вероятно, когда древние обитатели пещеры проводили факелом рядом с таким рисунком, животное «оживало». Более того, тщательное изучение грота показало, что художники из Шове использовали методы, не применявшиеся больше нигде, а именно: перед нанесением рисунка стена пещеры очищалась, выскабливалась и выравнивалась, подобно холсту, затем наносился контур изображения и лишь потом моделировался объём. Уже упоминавшийся Жан Клотт так высказался об этой живописи: «Люди, которые нарисовали это, были великими художниками». Не менее интересны и «персонажи» фресок Шове. В палеолитическом искусстве в основном изображались те животные, на которых охотились наши предки: быки, лошади, олени. Пещера Шове же является настоящей галереей древних хищников. Изображения редких зверей породили интерес у зоологов и палеонтологов. Так, например, на стенах Шове был обнаружен рисунок носорога с очень крупными рогами и отсутствием шерсти, возможно, что это носорог Мерка, обитавший в Европе. Этот вид гораздо более редкий, нежели его сородич шерстистый носорог, малочисленные изображения которого встречались в мадленской живописи.
Рисунки из грота Шове помогли и ответить на вопрос о том, кто же обитал в палеолитической Европе: тигры или львы. Изображения львов, правда без гривы, но с одноцветной окраской и кисточкой на хвосте, достаточно часто встречаются в Шове. Вероятно, наиболее почитаемым животным для древних людей был пещерный медведь. В пещере Шове обнаружены не только изображения этого огромного, весом около 800 кг, животного, но и его когти и зубы, служившие своего рода украшениями. Также был найден череп, покоившийся на каменном постаменте, что подтверждает существование культа медведя. Изображения людей в пещере Шове не встречаются, если не считать существ с антропоморфным телом и головой животного. Следы обитания человека также не обнаружены. Однако, отпечатки ступней, в особенности детских, позволили учёным сделать вывод о том, что грот был святилищем, местом для проведения ритуалов и обрядов.
Пещера Шове открыта для узкого круга исследователей и ученых, и то, лишь на короткий срок. Всё дело в том, что любое изменение влажности и температуры наносит ущерб уникальнейшим изображениям. Тем не менее немецкий режиссёр Вернер Херцог каким-то чудесным образом смог получить разрешение попасть в грот Шове и в 2010 году снял о нём документальный фильм «Пещера забытых снов». Показ картины на Берлинском кинофестивале и вызванный ею резонанс привел к тому, что правительство Франции приняло решение создать копию грота Шове. В 2014 году «ЮНЕСКО» предоставило пещере почетный статус объекта Всемирного наследия, а через год, в 2015 воссозданная до мелочей реплика пещеры Шове была открыта для всех желающих.
Елизавета Воробьёва
|
Рекомендуем |