Партнеры Живи добром

Джозеф Пулитцер. Служанка должна понять...


Родившись в обеспеченной семье и получив блестящее образование, он решил взять кота в мешке и отправиться к чуждым ему американским берегам. Свободно разговаривая на немецком и французском языках, он ни слова не понимал на английском. В Америке он бедствовал несколько лет, но характерные ему упёртость, креативность и смекалка помогли стать одной из самых значимых фигур не только в штатах, но и во всем мире. Джозеф Пулитцер за несколько лет поднял издательское дело на новый уровень, а так же стал  родоначальником журналистики как отдельной профессии. 


Джозеф Пулитцер


Чем только не занимался в своей жизни Джозеф Пулитцер. Родился он в еврейско-немецкой семье 10 апреля 1947 года в венгерском городе Мако. Отец мечтал, что сын продолжит семейный бизнес, связанный с зерном. Но молодой человек грезил о карьере военного. Правда, слабое здоровье и проблемы со зрением обеспечивали ему отказы военкомов. Он не смог попасть ни в австрийскую, ни в британскую, ни во французские армии. Но Джозеф решил испытать удачу в четвертый раз и его взяли в американскую армию. В 17-летнем возрасте он переплыл Атлантику, чтобы сражаться в Гражданской войне  1861-1865 годов в США за северян. Но стоило юному Пулитцеру увидеть берега Америки, он то ли решил дезертировать, то ли настолько воодушевился новой жизнью, что спрыгнул с корабля в воду и достиг желанных берегов уже вплавь. Несколько месяцев молодой человек все-таки провел на войне, но после связывать жизнь с армией не стал. 


На родину юноша решил не возвращаться. Поэтому, оказавшись в незнакомой стране, без связей, знакомых и родных, Пулитцеру ничего не оставалось, как браться за любую работу, какую получалось найти. Он поселился в небольшом городе на берегу Миссисипи — Сент-Луисе. В течение трех лет молодой эмигрант успел поработать грузчиком, мусорщиком, пастухом, официантом. А все свое свободное время проводил в библиотеке, где изучал новый для него английский язык и право, а так же временами играл в шахматы с другими посетителями. И именно благодаря шахматам Джозеф Пулитцер ступил на яркий и тернистый путь журналиста и издателя.


В 1868 году он познакомился в шахматном зале с редакторами крупной германоязычной газеты Сент-Луиса — «Westliche Post». Юноша поразил их своим умом и почти сразу же получил предложение стать корреспондентом издания. Не долго думая, Джозеф согласился. А уже через несколько лет он стал соучредителем этой газеты. 


В итоге Пулитцер продал свои акции и уехал в Вашингтон, где начал заниматься юриспруденцией. В дальнейшем знания о государственной «кухне» помогли будущему издателю в поисках золотой жилы в журналистике. В столице он познакомился и со своей будущей супругой — Кейт Девис. Работая адвокатом, Джозеф за несколько лет сколотил себе небольшое состояние, а женитьба на американке помогла стать Пулитцеру полноправным гражданином США. 


«Гласность, гласность, гласность — самый большой моральный фактор и сила в нашей общественной жизни»


В 1878 году Пулитцер, уже с супругой, вернулся в Сент-Луис и купил дышащую на ладан газету «St. Louis Post-Dispatch». Он целиком поменял концепцию издания, что привело к увеличению тиража и вскоре сделало газету самой крупной в своем регионе. Джозеф Пулитцер проводил по двенадцать-пятнадцать часов за рабочим столом, и от своих сотрудников требовал не меньшего усердия. Главным нововведением стали яркие, громкие, хлёсткие заголовки, привлекающие внимание читателей и заставляющие читать газету с первой до последней строки. Так же издание часто публиковало расследовательские материалы, обличающие коррумпированное чиновничество, махинации с налогами и прочее мошенничество. Читатели полюбили новое издание и газета начала процветать.


«Честность для газеты то же самое, что добродетель для женщины»


Джозеф Пулитцер


За пять лет издательской деятельности Джозеф Пулитцер нажил в Сент-Луисе немало врагов среди местных властей и прокуратуры. А помимо всего прочего к своим 35 годам начал быстро терять зрение из-за беспрерывной и напряженной работы с текстами. Поэтому в 1883 году он собрался с семьей перебраться в Европу и заняться здоровьем. Но, оказавшись в Нью-Йорке, он так там и остался. Пулитцеру было предложено купить почти разорившуюся утреннюю газету «The New York World» и он не смог устоять. Издатель-бизнесмен пошел по тому же пути, что и со своей первой газетой. Он сделал акцент на массовость и наполнил газетные страницы сенсациями, журналистскими расследованиями и экономическими и политическими статьями. Материалы в первую очередь были направлены на «интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков». 


Авторы статей писали очень легким и доступным читателям разных сословий языком. Вскоре стали появляться спортивные новости, рубрики для женщин и советы домохозяйкам. На страницах часто мелькали сатирические карикатуры на представителей власти, яркие иллюстрации к материалам, и даже комиксы. Кроме того, существует версия, что термин «желтая пресса» изначально не имел никакого отношения к скандалам, интригам, расследованиям. В «The N-Y World» появился комикс про желтого малыша Элли под названием «Переулок Хогана». Герой комикса был очень беден, что носил мешок из-под муки. Элли так полюбился читателям, что надолго остался на страницах издания. 


Статьи в «The N-Y World» подкупали не только оперативностью новостей, проверенными фактами и тем, что журналистские расследования действительно привлекали общественное внимание к тем ли иным проблемам. Для Джозефа было важно, чтобы


«в каждой статье, репортаже, очерке должен быть сюжет, должна быть история. Не только факты, социальный фон, статистика, но и драма».


Так, например, одним из самых известных расследований газеты является репортаж Нелли Блай. Журналистка смога попасть в психиатрическую лечебницу, гениально сымитировав шизофрению. Она пробыла в психбольнице несколько недель, а после «чудесного выздоровления» опубликовала материал, где рассказала об ужасных условиях, голоде и жестокости персонала. Мэрии ничего не оставалось, кроме как переоборудовать больницу.


Еще Америка обязана изданию Джозефа Пулитцера своим символом — Статуей Свободы. Правительство не спешило с транспортировкой статуи в США из далекой Франции. Журналист же превознес ее как олицетворение американской мечты и символ истинной свободы личности. Тем самым в короткие сроки были собраны необходимые средства на переправку и установку статуи в Америке.


«Никогда не печатай в газете того, чего не может понять твоя служанка»


За 15 лет «The New York World» превратился из увядающей газеты, выходящей тиражом не более 15 000 экземпляров, в самое успешное издание штата. В 1898 году тираж издания составлял 1 млн экземпляров. Таким образом, Джозеф Пулитцер является одним из родоначальников современной журналистики и создателем так называемого «нового журнализма». Его методы привлечения аудитории были достаточно просты и до сих пор используются всеми современными изданиями по всему миру. 


В издательском деле Пулитцер практически не знал себе равных. Только в конце 19-ого столетия у него появился серьезный конкурент — Уильям Хёрст и его издание «The New York Journal». Но к тому моменту сам Джозеф лично уже не регулировал работу своих изданий. Здоровье не позволяло Пулитцеру сидеть в редакторском кресле. Он практически ослеп и его часто начали одолевать нервные срывы. Многие годы, проведенные в разных клиниках, так и не дали положительных результатов. А напоследок у Джозефа развилась непереносимость шума. В 1890 году Джозеф оставил издательский бизнес, сохранив интересе к мировой политике. Последние 20 лет жизни медиа-магнат провел в звуконепроницаемых бункерах своего нью-йоркского особняка и на яхте «Свобода».


Джозеф Пулитцер


Умер Джозеф Пулитцер 29 октября 1911 года на своей яхте. Незадолго до смерти он надиктовал так называемое профессиональное завещание:


«Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благу»


Пулитцеровская премия


В 1904 году Джозеф Пулитцер составил завещание. Он пожертвовал 2 миллиона долларов Колумбийскому университету и хотел, чтобы на его деньги была основана Высшая школа журналистики. А на оставшуюся сумму он наказал основать премию для американских журналистов и литераторов:


«Я занимался журналистикой всю жизнь и уверен, что она оказывает сильнейшее влияние на умы людей. Мне хотелось бы сделать эту профессию привлекательной для сильной духом и умной молодежи, а также помочь тем, кто уже посвятил себя журналистике, помочь приобрести высокие моральные и профессиональные качества»


В 1912 году была открыта Колумбийская Школа журналистики. Премию же начали вручать с 1917 года. В завещании медиа-магнат дал четкие указания, кому, как и за что необходимо вручать эту премию.


Он просил ежегодно давать по четыре награды в сфере журналистики и литературы и одну — в области образования. У Пулитцера было достаточно конкретное видение того, что именно следует отмечать в сфере литературы. Он просил, чтобы за лучший роман, драму, книгу по истории США и биографию вручались отдельные премии. Однако допускал внесение тех или иных изменений в список номинаций.  На сегодняшний день вручается 21 награда по следующим номинациям:


  • За служение обществу
  • За освещение местных новостей
  • За выдающееся расследование
  • За мастерство
  • За выдающуюся подачу сенсационного материала
  • За раскрытие национальной темы
  • За международный репортаж
  • За очерк
  • За комментарий
  • За художественную критику
  • За редакционный комментарий
  • За карикатуры
  • За новостную фотографию
  • За художественную фотографию
  • За художественную книгу, написанную американским писателем, желательно об Америке
  • За книгу по истории Соединенных Штатов
  • Биографию или автобиографию американского автора
  • За стихотворение
  • За нехудожественную литературу
  • За выдающееся музыкальное произведение 
  • За лучшую драму


премия Пулитцера


Размер премии составляет 10 тысяч долларов. Особо отмечается номинация «За служение обществу», за которую победителю помимо денежного награждения вручают золотую медаль. 


С 2011 года премия целиком перешла в просторы Интернета. Все заявки и прием работ, претендующих на премию, теперь комиссией принимаются исключительно в электронном виде. Так был положен конец традиции, шедшей с первого года существования премии, когда материалы поступали в виде альбомов с вырезками статей из изданий. По мнению оргкомитета, такая система сильно упростит отбор номинантов.


Сейчас Пулитцеровская премия вручается журналистам и литераторам не только американским, но и зарубежным. Так, например, в 2007 году комитет присудил посмертно премию «За свободу прессы» Анне Политковской, а фотограф Александр Земляниченко был дважды лауреатом премии — в 1991 и 1997 годах.



Ирина Гюне



 

Рекомендуем

Асия Джебар. Нетерпеливые
Опыт войны – богатство души
Итоги XXIX кинофестиваля «Послание к человеку»
«Что за шум, а драки нет?!» или как снимался фильм «Место встречи изменить нельзя»
Дни Берлинского кино в Москве
Кино. Премьера. «В сердце моря»
В день рождения Фокса
Женщина-туман: Мари-Мадлен де Лафайет
Две стороны одной медали Виктора Гюго
Авангардное путешествие к истокам: спектакль «Священный полет цветов» в конно-драматическом театре «ВелесО»