Партнеры Живи добром

Исаакиевский собор. Памятник, музей или храм?


Музей-памятник, образец русского классического стиля, архитектурный шедевр Исаакиевский собор прошёл через четыре строительства, первое из которых началось в 1707 году в день рождения Петра I и день памяти святого Исаакия Далматского. В своём настоящем виде, собор предстал только в 1858 году. Окружённый монолитными колоннами, он включает скульптурные группы и рельефные ансамбли в экстерьере, сочетая внутри всевозможные оттенки камня, позолоту, малахит, лазурит, искусные витражи, мозаичные и живописные произведения русских мастеров. Исаакиевскому собору не совсем верно давать определение только лишь музея или храма. Это центр высокодуховной культуры, где проводят экскурсии, богослужения, концерты классической и духовной музыки. В подвале находится экспозиция, посвященная сотрудникам музея и их работе во время блокады Ленинграда. А на высоте 37 метров  – смотровая площадка, с прекрасной панорамой Петербурга. Исаакиевский собор инициирует и проводит фотовыставки, ведёт активную научную деятельность: издает сборники научных статей, участвует в конференциях по вопросам культуры, имеет свой научно-редакционный отдел.  С этого года, музей "Исаакиевский собор" сотрудничает с Высшей школы экономики по научно-исследовательскому, проектному и научно-просветительскому направлениям для исследования, в том числе и экономической эффективности музея. Для Исаакиевского — это доступ к результатам современных исследований, а для университета – возможность участия в его проектах и проведения учебных практик.

Исаакиевский собор

Не так давно одно из самых известных и величественных архитектурных сооружений в мире дало повод для разговоров по причине возможной передачи собора под управление Русской православной церкви. Это началось в 2015 году, когда РПЦ уже получила отказ. Далее последовали действия активистов, которые подали иск в суд в связи с отказом, а глава Санкт-Петербургской митрополии – запрос к властям с повторной просьбой о передаче собора церкви. В случае удовлетворения запроса митрополита Варсонофия – содержание Исаакиевского перешло бы в ответственность государства, собор как музей был бы ликвидирован, свои рабочие места могли потерять больше сотни человек. Мнение граждан разделилось на «за», «против», «всё равно», и получило выражение в многочисленных митингах и акциях, как в Санкт-Петербурге, так и в других городах, и, конечно, в социальных сетях. Пик обсуждений пришёлся на январь и февраль этого года, а к марту суд прекратил дело. РПЦ больше не выдвигала официальных обращений к правительству города и вопрос остался скорее заморожен, чем решён. За время разбирательств музей-памятник сменил трёх руководителей. На данный момент пост директора занимает Юрий Мудров, искусствовед, член Союза художников, вице-президент Российского комитета Международного совета музеев, член Европейского общества культуры. Вскоре после вступления в должность, новый руководитель заверил, что работа будет проходить в обычном режиме и всё остаётся так, как было до треволнений о дальнейшей судьбе собора.


Исаакиевский собор


На сегодняшний день, Исаакиевский собор сохраняет статус музея-памятника-храма, в котором проводят экскурсии и проходят службы. Покрытие расходов также остаётся за туристической и экскурсионной деятельностью.

У музея по-прежнему большие планы: подготовка юбилейной выставки, посвященной 200-летию с начала строительства (пройдет в конце первого квартала 2018 года), главная цель которой, показать, что есть Исаакиевский собор, его история, длительные этапы постройки, руководство и те сотрудники, которые внесли неоценимый вклад в становление музея.

Ситуация вокруг возможной передачи собора православной церкви, абсолютно точно показала невозможность компромисса. Этот деликатный вопрос настолько остр и сложен, что любые действия ведут только к ухудшению. В сложившейся ситуации глава музея Мудров, считает главной задачей – сохранить музей, устоявшийся порядок работы и усилить безопасность. Обществу же, необходимо примирение.


Лидия Суслова


 

Рекомендуем

Кино. Премьера. "Финансовый монстр"
Юрий Любимов. «Остров свободы в несвободной стране»
Человек многих скорбей. Уильям Джералд Голдинг
Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки
Еще более плохой ("Плохой Санта 2" реж. Марк Уотерс)
Объединённые эстетикой цвета
М2М Russian Open: сюрпризы и разочарования третьего дня
Рина Зеленая. Маленькие роли большой актрисы
Салтыков - Щедрин. Главное оружие – сатира
Дональд Биссет. Артист широкого профиля