Партнеры Живи добром

Исаакиевский собор. Памятник, музей или храм?


Музей-памятник, образец русского классического стиля, архитектурный шедевр Исаакиевский собор прошёл через четыре строительства, первое из которых началось в 1707 году в день рождения Петра I и день памяти святого Исаакия Далматского. В своём настоящем виде, собор предстал только в 1858 году. Окружённый монолитными колоннами, он включает скульптурные группы и рельефные ансамбли в экстерьере, сочетая внутри всевозможные оттенки камня, позолоту, малахит, лазурит, искусные витражи, мозаичные и живописные произведения русских мастеров. Исаакиевскому собору не совсем верно давать определение только лишь музея или храма. Это центр высокодуховной культуры, где проводят экскурсии, богослужения, концерты классической и духовной музыки. В подвале находится экспозиция, посвященная сотрудникам музея и их работе во время блокады Ленинграда. А на высоте 37 метров  – смотровая площадка, с прекрасной панорамой Петербурга. Исаакиевский собор инициирует и проводит фотовыставки, ведёт активную научную деятельность: издает сборники научных статей, участвует в конференциях по вопросам культуры, имеет свой научно-редакционный отдел.  С этого года, музей "Исаакиевский собор" сотрудничает с Высшей школы экономики по научно-исследовательскому, проектному и научно-просветительскому направлениям для исследования, в том числе и экономической эффективности музея. Для Исаакиевского — это доступ к результатам современных исследований, а для университета – возможность участия в его проектах и проведения учебных практик.

Исаакиевский собор

Не так давно одно из самых известных и величественных архитектурных сооружений в мире дало повод для разговоров по причине возможной передачи собора под управление Русской православной церкви. Это началось в 2015 году, когда РПЦ уже получила отказ. Далее последовали действия активистов, которые подали иск в суд в связи с отказом, а глава Санкт-Петербургской митрополии – запрос к властям с повторной просьбой о передаче собора церкви. В случае удовлетворения запроса митрополита Варсонофия – содержание Исаакиевского перешло бы в ответственность государства, собор как музей был бы ликвидирован, свои рабочие места могли потерять больше сотни человек. Мнение граждан разделилось на «за», «против», «всё равно», и получило выражение в многочисленных митингах и акциях, как в Санкт-Петербурге, так и в других городах, и, конечно, в социальных сетях. Пик обсуждений пришёлся на январь и февраль этого года, а к марту суд прекратил дело. РПЦ больше не выдвигала официальных обращений к правительству города и вопрос остался скорее заморожен, чем решён. За время разбирательств музей-памятник сменил трёх руководителей. На данный момент пост директора занимает Юрий Мудров, искусствовед, член Союза художников, вице-президент Российского комитета Международного совета музеев, член Европейского общества культуры. Вскоре после вступления в должность, новый руководитель заверил, что работа будет проходить в обычном режиме и всё остаётся так, как было до треволнений о дальнейшей судьбе собора.


Исаакиевский собор


На сегодняшний день, Исаакиевский собор сохраняет статус музея-памятника-храма, в котором проводят экскурсии и проходят службы. Покрытие расходов также остаётся за туристической и экскурсионной деятельностью.

У музея по-прежнему большие планы: подготовка юбилейной выставки, посвященной 200-летию с начала строительства (пройдет в конце первого квартала 2018 года), главная цель которой, показать, что есть Исаакиевский собор, его история, длительные этапы постройки, руководство и те сотрудники, которые внесли неоценимый вклад в становление музея.

Ситуация вокруг возможной передачи собора православной церкви, абсолютно точно показала невозможность компромисса. Этот деликатный вопрос настолько остр и сложен, что любые действия ведут только к ухудшению. В сложившейся ситуации глава музея Мудров, считает главной задачей – сохранить музей, устоявшийся порядок работы и усилить безопасность. Обществу же, необходимо примирение.


Лидия Суслова


 

Рекомендуем

Марчелло Мастроянни - сердце Италии
Просто о непростых вещах
PRIME PREVIEW ART MOSCOW 2013
M2M Russian Open: «Сколково» ожидает игроков и зрителей!
Рени Гвидо — подражатель античности или мастер высокой техники?
Благотворительный аукцион «Мир Добра»
67-й Берлинский кинофестиваль. Berlinale Special Gala
Журнал «Time». Признанный авторитет
«Гений песни» Алексей Фатьянов
Выставка «Московская Оттепель 1953-1968»