Как стать актёром?
Многие хотя бы раз в жизни задумывались о карьере актёра, для некоторых это остается несбывшейся мечтой всей жизни. Кто-то по совету родителей решил получить «надёжную» профессию, кто-то испугался конкурса, так и не узнав, чем именно он страшен и страшен ли он вообще. Абитуриенты всех театральных ВУЗов должны пройти четыре вступительных испытания: актёрское мастерство, собеседование, экзамены по литературе и по русскому языку. На творческом испытании необходимо представить несколько литературных произведений небольшого объёма, которые отличаются друг от друга по жанру и содержанию. Это может быть монолог, басня, проза или стихотворение. На профессиональном испытании нужно быть готовым к презентации вокальных и пластических данных, проверке дикции и чувства ритма.
Практика показывает, что готовясь к творческому конкурсу, желательно выбирать образы, соответствующие внешности. Очень осторожно необходимо подходить к занятиям с репетитором, если таковой необходим для подготовки. Ведь слишком отрепетированное исполнение всегда заметно, особенно после заданий на импровизацию. Произведения, выбранные для творческого испытания необходимо подбирать, оценив собственные особенности и склонности. Разумеется, произведение должно нравиться и быть «прочувствованным». Способность заинтересовать слушателя - один из ключевых факторов отбора, и об этом важно помнить при подготовке к конкурсу. Большое количество макияжа не приветствуется – могут даже отправить умываться. Девушкам лучше приходить в юбках - часто это является обязательным требованием.
Выбирают студентов, как правило, основные члены комиссии – мастера, которые потом работают с первокурсниками. Невозможно знать наверняка, что именно «зацепит» определенного мастера, немалая роль принадлежит воле случая. Бывало, что целые курсы подбирались под один спектакль. Так что если кто-то не проходит отбор, это вовсе не означает отсутствие таланта у поступающего. Поэтому стоит поступать сразу в несколько учебных заведений, главное – не перепутать расписание экзаменов.
Сложилось так, что лучшие в нашей стране ВУЗы, в которых можно обучиться актёрскому мастерству, находятся в Москве. Рассмотрим пятерку наиболее привлекательных из них: Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина, Высшее театральное училище им. Щукина, Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко при театре им. А.П. Чехова, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК).
1. ГИТИС Один из крупнейших театральных вузов, на Актёрском факультете которого можно за четыре года на очной и заочной форме обучения освоить профессию актёра драматического театра и кино. В свои мастерские набирают студентов для обучения народные артисты России: Владимир Андреев, Алексей Бородин, Борис Морозов, Михаил Скандаров, Павел Хомский.
2. ВТУ им. М.С. Щепкина Самое старое театральное учебное заведение в России. На факультете актёрского мастерства есть девять мастерских: Ю.М и О.Н. Соломиных, Д.Г. Кознова, В.М. Бейлиса и В.Н. Иванова, Б.В. Клюева, И.В. Ляха, В.С. Сулимова, В.А. Сафронова, В.Н. Драгунова. Почти все преподаватели – работники Малого театра.
Учиться четыре года, форма обучения – очная. Чтобы поступить, нужно помимо готовности к творческому испытанию подготовиться к собеседованию-коллоквиуму, на котором абитуриенту задаются вопросы об искусстве, культуре, выявляются знания современного общественного и политического устройства.
3. ВТИ им. Щукина Высшее учебное заведение при театре им. Вахтангова, готовящее артистов драматического театра и кино и артистов музыкального театра. Все преподаватели «Щуки» обучались в её же стенах, так что традиции вахтанговской школы успешно сохраняются, что говорит о достаточной консервативности заведения. Важным отличием является то, что здесь нет системы «мастерских» — воспитанием будущих актёров занимается вся кафедра.
4. Школа-студия МХАТ им. Немировича-Данченко
Мастерские: Сергея Земцова и Игоря Золотовицкого, Виктора Рыжакова, Евгения Писарева. Декан Актёрского факультета – Сергей Земцов. Здесь нет ориентации на какую-либо определённую школу, ВУЗ не консервативен – на творческом испытании можно смело читать современных авторов. В школе-студии МХАТ большой упор делается не на соответствие какой-либо традиции, а на выявление личностной специфики актёра.
5. ВГИК Во ВГИКЕ студенты Актёрского факультета вдобавок ко всему получают специфические навыки работы перед кинокамерой, часто снимаются в учебных видео студентов-операторов и студентов-режиссёров, обучаются озвучиванию и дубляжу. При поступлении можно выбирать мастера и поступать непосредственно в его мастерскую.
Текст: Ирина Гахова Фото: свободные источники
|
Рекомендуем |