Партнеры Живи добром

Уроки жизни и вдохновения Антонина Дворжака


Говорят, что талант либо есть, либо его нет. А если он есть, то обязательно найдет как себя проявить, вне зависимости от того, в какие условия будет поставлен обладатель этого таланта. Так получилось и с Антонином Дворжаком. 

Это теперь, спустя 76 лет после появления его на свет в маленькой чешской деревушке, мы знаем его как композитора, музыканта, дирижера, профессора. А тогда, казалось, что судьба младенца была предопределена волей родителей - он должен был продолжить семейную традицию и стать трактирщиком и мясником. Антонина учили ремеслу и даже отправили работать на бойню. Но призвание его была все таки музыка - с помощью своей настойчивости и упорного, тяжелого труда Дворжак смог доказать это. 

Антонин Дворжак

Весь свой нелегкий жизненный путь композитор запечатлел в творчестве. Здесь нашли отражение и факты личной жизни, и любовь к родине, и борьба с безденежьем и непониманием, и впечатления от путешествий композитора и многое другое. Попробуем разобраться, что же конкретно повлияло на создание тех или иных музыкальных произведений Антонина Дворжака.
  
1) Разочарование в первой любви, невзаимное чувство к Йосефине Цермак (Жозефине Чермяковой) - дочери состоятельного ювелира, которой Дворжак преподавал музыку. Ей посвящен цикл песен "Кипарисы" (на стихи Г. Пфлегер-Моравского), медленная часть финала Концерта для виолончели с оркестром Си Минор и другие произведения. Йосефина вышла замуж в 1877 году за Вацлава Каунта Кауника. А сам Дворжак по иронии судьбы женился на ее сестре Анне в 1873 году. С ней он прожил до конца своих дней, имел 9 детей. 

2) Патриотические чувства. Дворжак любил Чехию, отрицательно относился ко всему немецкому, даже принципиально не хотел изучать немецкий язык. Это во многом объясняется политическими событиями того времени, победой реакции в революции 1848-1849 годов. Композитор прославляет родину в гимне "Наследники Белой Горы" для хора с оркестром. Именно после исполнения этого произведения в марте 1873 года был признан композиторский талант Дворжака. Дальше будут Моравские дуэты, Славянские танцы, цикл "Легенды" для фортепиано в четыре руки, Славянская рапсодия No 1... Более того, Антонин Дворжак считается создателем национальной чешской музыкальной школы. В его произведениях широко используются темы и напевы народной музыки Богемии и Моравии, сюжеты сказок и национальных легенд или сценки из чешского быта. Таковы, например, оперы "Король и угольщик", «Упрямцы», «Хитрый крестьянин», «Черт и Кача». 

Антонин Дворжак

3) Смерти близких. В декабре 1882 умирает мать композитора, что отражается в Фортепианном Трио Фа Мажор oпус 80. Почти одновременная смерть отца и П.И. Чайковского в 1893 году повлияли на написание "Библейских песен" op.99. 

4) Путешествия. Несколько раз Дворжак приезжал в Англию. Для Лондонского Филармонического оркестра он пишет Седьмую симфонию Ре Минор, мировая премьера которой состоялась 22 апреля 1885 года. С 1892 по 1895 года Дворжак живет и работает в США. Этой стране посвящена камерно-инструментальные ансамбли, Струнный квартет No 12 "Американский", кантата «Американский флаг» и Девятая симфония "Из Нового Света", которая считается лучшей симфонией Дворжака и одним из самых знаменитых произведений его репертуара. 

Антонин Дворжак

Дворжак умирает 1 мая 1904 года от внезапного сердечного приступа. Он многое мог бы еще написать, оставить потомкам, но судьба распорядилась иначе. Его творчество учит двум важным вещам: что упорством и трудом можно добиться всего, и что самые интересные идеи и источники вдохновения находятся очень близко, стоит только научится их видеть. Дерзайте!

Мария Игумнова


 

Рекомендуем

Грегуар Мишонц: творчество вопреки реальности
Гарри Гаррисон. Герой нашего времени
Mercedes-Benz Fashion Week Russia ПОКАЗ МАРУСИ ЗАЙЦЕВОВОЙ
Госпожа удача «Белого солнца пустыни»
Диего Веласкес: «Никто кроме…»
Кэтрин Зета-Джонс. Сквозь огонь и воду…
Diptyque: аромат Розы
Почему Георгий Юматов убил человека?
Открытое интервью с Владимиром Познером. Анонс
Марсель Пруст в поисках своего потерянного времени