Концерт-открытие V Международного фестиваля вокальной музыки «Опера Априори»Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори» в пятый раз открывает череду ежемесячных концертов в Москве.За четыре года существования этот нетривиальный фестиваль нашел свою публику и занял почетное место среди многочисленных музыкально-театральных фестивалей России. Он провел своих слушателей через новые и разнообразные для них жанры вокально-симфонического творчества и в этом году мы снова открываем для себя новые и давно забытые шедевры музыкального искусства. Авторский проект Елены Харакидзян начал юбилейный сезон с раритетных произведений Л.В. Бетховена и Дж. Мейербера. Давно забытые партитуры вновь ожили на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко благодаря хорошо подобранному составу исполнителей, а связующим звеном между ними стал дирижер камерного оркестра Il Pomo d’Oro, обладатель премий «Золотая Маска» и ECHO Klassik, номинант премии «Grammy» - Максим Емельянычев. Открыла вечер грациозная концертная ария Л.В. Бетховена «Ah! perfido!»(«Ах, обманщик») для сопрано и оркестра в исполнении Натальи Мурадымовой и оркестра МАМТ под управлением 29-летнего «гения». Сюжет понятен из названия: девушка негодует от того, что ее бросил возлюбленный. Но ожидать бетховенских страстей и тяжелого драматизма от произведения, написанного по образцу «Bella mia fiamma» В.А. Моцарта, не стоит. Изящная фактура и тонкий эмоциональный баланс между исполнителями, который не превращается в бурю безудержных эмоций и страстей, подтверждает присутствие в нем моцартовского стиля. На фоне столь тонкой и ровной текстуры произведения можно было подметить небольшое недопонимание между оркестрантами и дирижером, который, пытаясь «разбудить» оркестр, своей активностью затмевал даже солистку.
В «Хоральной фантазии» для фортепиано, хора и оркестра Бетховен представляется как превосходный импровизатор. Несмотря на то, что это произведение многие считают всего лишь наброском к Девятой симфонии, оно имеет свои сложности. Например, его «диалоговая» форма не подразумевает наличие солиста: после 4-х минутной каденции, сыгранной в самом начале, пианист берет на себя функцию концертмейстера. «Я на разогреве» — признался Лукас Генюшас, и, нужно заметить, что ему блестяще удалось выстроить чуткий ансамбль между оркестром и хором. Премьера драматической кантаты Дж. Мейербера «Gli amori di Teolinda» (Любовь Теолинды) стало событием вечера. Как и у Бетховена в основу этого произведения положена любовная драма, только тут ее сюжет более невинен и прозрачен: пастушка Теолинда страдает и поёт о своей любви к красавцу-пастуху Армидору. На сцене происходит трио ( хора, кларнета и голоса) под чуткий и виртуозный аккомпанемент уже разыгравшегося оркестра. Подвижно переливавшиеся реплики между голосом и кларнетом хорошо удались Надежде Кучер, звезде Пермского оперного театра и Игорю Федорову, который героически вытянул свою виртуозную партию с травмой на правой руке. Зеркально бетховенской арии в кантате Мейербера слышны мотивы другого творца, композитора, которого он считал своим метром - Дж. Россини: присущая ему мощная и торжественная фактура, которая воплощается в партиях хора и оркестра, укрывается грациозной мелодикой исполняемой солистами. Начало положено, но впереди еще «Французское барокко» с Стефани д’Устрак и оркестром «Musica Viva», эксклюзивная программа «The American Spirit» с Валентином Урюпиным и Томасом Хэмпсоном и финальный вечер в концертном зале им. Чайковского с Максом Эмануэлем Ценчичем, посвященный памяти Николы Порпоры. Марина Чурсинова
Фото: Ира Полярная (Apriori Arts Agency)
|
Рекомендуем |