Партнеры Живи добром

Симфоническая свобода, открывающая "нечеловеческие" пространства. Концерт к 100-летней годовщине Октябрьской революции

В последнее время стало модно воплощать идеи прошлого и вечер в Концертном зале имени П.И. Чайковского 14 декабря не был исключением, ведь на сцене во всю воскрешал дух революции ансамбль "Персимфанс" совместно с артистами оркестра "Dusseldorfer Symphoniker". 

 
Первый симфонический ансамбль (такова расшифровка названия "Персимфанс") был создан ещё в Москве в 1922 году и активно просуществовал больше десяти лет. Автором идеи был выдающийся скрипач Лев Моисеевич Цейтлин. Новый же "Персимфанс" возродился в 2008 году и его идейным руководителем стал Пётр Айду. Нет никаких сомнений, что "Персимфанс" сегодня – мощная команда профессионалов-музыкантов из оркестров и театров Москвы, Перми, Санкт-Петербурга. 

«Нечеловеческая музыка. 100-летию Октябрьской революции посвящается»

"Мы существуем в виде партизанской группы, которая иногда вылезает из леса и устраивает какие-то акции", – отмечает Пётр Айду. 

Философия этого ансамбля очень привлекала любителей искусства на Западе, и возможно, именно поэтому Гёте-институт (а не Министерство культуры РФ) поддержал идею независимого продюсера Елены Харакидзян о совместном творческом сотрудничестве. Объединение "революционного" ансамбля с немецкими музыкантами представляется очень символичным и напоминает нам о событиях столетней давности. 
  
 «Нечеловеческая музыка. 100-летию Октябрьской революции посвящается»

Первые два концерта посвященные 100-летию революции с успехом прошли в Дюссельдорфе 7 и 8 октября и вызвали широкий резонанс в немецких СМИ. Московский же концерт стал своего рода "домашним" продолжением революционной тематики. 

Вечер был открыт небольшим ансамблем, располагавшимся в слабоосвещённом дальнем углу сцены. Ими изящно и тонко была исполнена увертюра к опере «Волшебная флейта» в обработке 1930 года для кинотеатров и клубов под коллаж на экране из репертуара раннесоветских массовых празднеств.В таком же формате прозвучала музыка Майзеля к фильму Броненосец "Потёмкин". Сам номер получился очень чувственным и патриотичным, и, если не смотреть на сцену, то казалось будто играет симфонический ансамбль под чутким руководством дирижёра. 

 «Нечеловеческая музыка. 100-летию Октябрьской революции посвящается»

Всю мощь и профессионализм этого уникального музыкального союза можно было ощутить в произведении Л. В. Бетховена "Эгмонт" и в сюите "На Днепрострое" Юлия Мейтуса, которая была исполнена в финале. 
 
Нужно отметить, что "новый" Персимфанс полностью воссоздал классическую рассадку. Музыканты расположились полукругом, лицом к центру сцены, где за роялем сидел Пётр Айду. Обрамляла полукруг цепь первых и вторых скрипок, а внутри друг на против друга сидели остальные группы инструментов симфонического оркестра. Безусловно, такая рассадка кажется немного не гуманной по отношению к зрителю (ведь перед ними только спины музыкантов), но по-другому не получится, так как артисты должны видеть направляющие знаки от концертмейстеров групп. 

 «Нечеловеческая музыка. 100-летию Октябрьской революции посвящается»
 
Музыканты были свободны не только от дирижёрских оков, но и от официоза в одежде: никаких строгих платьев, фраков и бабочек, тренд этого концерта к столетию Октябрьской революции – красные галстуки и пиджаки в разных вариациях.

Выступление первого симфонического ансамбля никак не могло пройти без премьерных исполнений опусов столетней давности. Первой из забытых шедевров прозвучала "Uhrsonate" Курта Швиттерса. Это словесно-буквенный коллаж, который шепчется, вскликивается, декламируется группами музыкантов из разных концов сцены. Зрителям, такого рода произведение могло показаться слишком сложным для восприятия, ведь наша публика еще не привыкла к авангардным экспериментам. Но артисты, одетые в яркие цвета, делали всё очень театрально и энергично. Их подача не осталась незаметной и приковывала внимание больше, чем содержание музыкального материала. Одни только фальцетные соло Григория Кротенко вызывали хихиканье в зале. 

 «Нечеловеческая музыка. 100-летию Октябрьской революции посвящается»

На контрасте был исполнен Квартет №1, соч.24 Александра Мосолова. Очень проникновенным, нежным, светлым и интимным он получился у скрипачей Евгения Субботина, Аси Соршневой, Сергея Полтавского на альте и виолончелистки Ольги Дёминой. 

Помимо программы и внешнего вида музыкантов ещё одним символом революции стал вполне себе живой В.И. Ленин. Он быстренько поднялся из зала на сцену под бурные аплодисменты, дал знак для настройки оркестра и уселся за контрабас (Алексей Воробьёв). 

 «Нечеловеческая музыка. 100-летию Октябрьской революции посвящается»

Оркестр готовился сыграть симфоническую рапсодию "Октябрь" И. Шиллингера. Это сложная и насыщенная партитура, которая представляет из себя попурри из революционных песен, казалось неподвластной коллективу без "вождя", но "Персимфанс" всё удалось и без него. 

«Нечеловеческая музыка. 100-летию Октябрьской революции посвящается»

Примером ритмодекломации с ироническим подтекстом в этом концерте стали произведения "Удары коммунара" и "На смерть Ильича" Ю. Мейтуса, где текст накладывается на музыку в духе дореволюционных мелодекламаций. Должно быть, мрачно и страшно, а пучилось очень даже забавно. Например, контрабасист-виртуоз Григорий Кротенко, исполняя "Удары коммунара" – развёрнутый монолог для певца и фортепиано, своим неуклюжим вокалом заставил Ленина упасть "трупом" под рояль, оставив скорбеть над телом "Ильича" Андрея Цицернаки (ведущий концерта) под траурный аккомпанемент Петра Айду. 

 «Нечеловеческая музыка. 100-летию Октябрьской революции посвящается»

Приятно в наше время хотя бы на сцене слышать свободное от "оков" музицирование, которое позволяет выйти за рамки привычного. 

Марина Чурсинова

Фото: Ира Полярная  (Apriori Arts Agency) 

 

Рекомендуем

Лекция. Документ и магическое в кинематографе Андрея Тарковского: формулы реальности
Очарование Средневековья. Гид по центру Таллина
Кино. Премьера. "Черная месса"
Всё, что вы хотели знать об архитектуре ар деко, но боялись спросить
Каравайчук как повод…
Главные тенденции осени 2017
Топ-5 новогодних книг
FollowTheFabrika. Шестой этап
MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2014/2015. День третий
«МОНОФЕСТ» ОБЪЯВИЛ ЛАУРЕАТОВ