Fashion-индустрия и коронавирус: а что сегодня?
Сегодня кажется, что пандемия уже практически осталась позади, но такие мысли – лишь иллюзия безопасности, в которой нам комфортно жить. На самом деле, почти ничего не изменилось: в мире продолжают умирать люди, а впереди лишь сплошная неизвестность. Эксперты и аналитики до сих пор гадают, что нас ждет после коронавируса, ведь кризис коснулся абсолютно всех областей нашей привычной жизни, и конечно, он не обошел fashion-индустрию. Пандемия застала нас в начале весны этого года, и для всего мира моды это стало настоящим шоком и полной неожиданностью. К тому же, пик заболеваний пришелся на Недели моды в Лондоне, Милане, Париже и Нью-Йорке. В первую очередь пострадала сфера логистики, так как большее количество производственных предприятий находится именно в Китае (а как мы помним, именно с этой страны все и началось). Из-за задержек в поставках пострадали многие бренды: более того, модный мир лишился своих китайских туристов, что значительно ударило по люксовому сегменту одежды, так как КНР скупает треть товаров этой категории. Большая часть фабрик по производству одежды в Китае закрылась еще до Нового года, что привело к неизбежному разрыву цепочки поставок и дополнительным расходам. Возможно, ситуация с COVID-19 заставит многие бренды свежим взглядом оценить собственную подготовленность к неожиданным обстоятельствам и подтолкнет их к изменениям своих логистических связей.
подготовка к показу Valentino на недели моды в Париже
Одними из первых на себя приняли удар показы на Неделях мод, которым суждено было пройти в пустых залах. Неделя моды в Милане проходила как раз в те дни, когда в Италии фиксировали резкий рост числа заболевших – из-за этого без гостей остался ряд показов, включая шоу от Джорджо Армани. Далее шла Неделя моды в Париже, в которой в связи с эпидемиологической ситуацией отказались принимать участие некоторые французские и китайские бренды. Однако нашлись и те, кто попытался подойти к этой проблеме иначе, на показе Dries Van Noten гостям раздавали маски и установили санитайзеры для рук, а на показе Paco Rabanne всем посетителям дарили антисептики. Далее последовали сплошные отмены, от классических шоу и круизных коллекций до целых недель мод. Свои шоу отменили Versace, Ralph Lauren, Chanel, Prada, а также Gucci так и не продемонстрировал свою круизную коллекцию в мае. Если мы обратимся к цифрам, то сможем нагляднее увидеть катастрофическое влияние пандемии на модный рынок. В среднем весь люксовый сегмент одежды сейчас теряет 30% прибыли, а у французской компании Louis Vuitton Moët Hennessy в первой половине 2020 года прибыль упала сразу на 15% (и более того, глава компании за этот период лишился 30 миллиардов долларов). Подобная проблема настигла и компанию Kering (владеет Gucci, Bottega Veneta, YSL, Balenciaga и прочими крупными брендами). По данным The New York Times, за период пандемии продажа люксовых товаров в КНР сократилась на 90%, а такой конгломерат как Capri (владеет Michael Kors, Versace, Jimmy Choo) был вынужден закрыть 150 из 225 своих магазинов в Китае. Многие компании вообще заявили о банкротстве: например, сеть магазинов Neiman Marcus. Но это еще не все, ведь масс-маркету тоже пришлось столкнуться с пандемией. В начале марта компания Inditex (владеет Zara, Bershka, Pull&Bear) заявляли о временном закрытии всех своих магазинов в России. Также известно о многочисленных увольнениях в точках продажи продукции H&M, Gloria Jeans и Topshop.
Несмотря на то, что мир продолжает находиться в подвешенном состоянии, мы уже сегодня можем увидеть некоторые качественные изменения, которые пандемия оказала на fashion-индустрию. Одними из первых зазвучали лозунги, связанные с экологией и осознанным потреблением: «Reduce, Reuse, Recycle» («Уменьши потребление, Используй заново, Переработай») и «Reconnected, Renewed, Revolutionary» («Заново соединенное, Обновленное, Революционное») – именно этими словами основательница экодвижения Fashion Revolution Кэрри Сомерс описала современную пост-коронавирусную моду. Стало ясно, что среднестатистический потребитель за время карантина стал более вдумчиво относиться к покупке вещей. К тому же, отмечается спрос на удобную и максимально простую одежду, ведь люди, сидя в изоляции продолжительное время, привыкли к спортивным костюмам и пижамам – и теперь никто не спешит вылезать из них. Также прогнозируется потребность покупателей в вещах из натуральных тканей вроде льна. Мода требует перезагрузки, а кризис выявил все самые ее слабые места, начиная от производства одежды и заканчивая жизнеспособностью показов и шоу. И действительно, все чаще теперь ставится под сомнение необходимость существования реальных магазинов и Недель мод: коронавирус послужил катализатором всеобщей диджитализации. Предполагается, что в скором будущем потребитель сможет примерять одежду не в обычной примерочной, а при помощи технологии VR. Безусловно, сейчас такие идеи кажутся нам утопичными, но всеобщий интерес к подобного рода решениям точно оставит свой след.
образы из коллекции Gucci Epilogue
Уже сегодня начинают внедрять цифровой вариант показов и различных тематических мероприятий: например, в таком формате была продемонстрирована недавняя коллекция весна-лето 2021 от Hermès, а в июле прошла онлайн-трансляция показа Gucci Epilogue, стиль которого изображает как раз хорошо знакомые нам окна и вкладки интернет-браузера. В Париже уже прошла первая в мире виртуальная Неделя моды Haute Couture, на которой все аккредитованные дизайнеры представили свои видеоматериалы, по аналогии прошла и недавняя неделя моды в Милане. Безусловно, Недели моды в режиме онлайн организованы по аналогии с реальными, ведь событие должно оставаться привычным несмотря ни на что. Однако эксперты по-разному относятся к происходящему: Ральф Толедано, президент FHCM, в своем комментарии для Vogue подчеркнул, что, скорее всего, цифровой вариант модных шоу – это лишь временная мера, которой все вынуждены придерживаться: «Показы – основной компонент модной индустрии, таковыми они и останутся... Мы всегда будем отдавать предпочтение реальным событиям, но в эти неопределенные времена нам стоит проявить гибкость». К тому же, некоторые бренды откладывают проведение своих мероприятий на неопределенное время (среди таких Burberry, Bianca Saunders, Wales Bonner, YSL).
Следующим не менее обсуждаемым компонентом модного переворота стало особое внимание потребителей к локальным дизайнерам. Это весьма объяснимо, ведь пандемия подвинула известные бренды с их главенствующих мест и теперь в глаза покупателям бросилась хорошая альтернатива. Многие блогеры и даже журналы призвали общественность обратить внимание на «моду местного производства», особенно сейчас, когда менее раскрученному бизнесу тяжело одновременно противостоять кризису и конкурировать с крупными брендами. В одном из своих материалов Vogue Russia призывает читателей помочь российским дизайнерам в это нелегкое время: среди перечисленных редакцией были такие бренды как WOS, Vika Gazinskaya, Izeta, Ruban, Rasario, LesyaNebo и другие. Несмотря на трудности, пандемия сплотила всю модную индустрию как никогда раньше. Многие фабрики по производству одежды и косметики откликнулись на помощь и полностью перевели свою работу на производство масок, халатов и антисептиков, а бренды жертвовали огромные суммы для борьбы с коронавирусом. И даже в те дни, когда люди с азиатской внешностью подвергались жесткой дискриминации из-за того, что считались носителями COVID-19, на модных показах демонстрировалась обратная точка зрения: например, когда американская модель Джиджи Хадид завершила показ Chanel осень-зима 2020-2021 совместной проходкой с азиатскими моделями в знак солидарности и единения. Как правило, тяжелые времена подталкивают человечество к началу чего-то нового, грандиозного и прекрасного. Вероятно, это закономерно для каждого шокового периода в истории. Ведь именно такие события всемирного масштаба и вынуждают нас сплотиться, собрать все наши силы и дать отпор. Пандемия стала лишь предлогом к большому общественному диалогу, ведь благодаря кризису мы находимся в поиске новых решений – и это вдохнет вторую жизнь не только в мировую моду, но и во все человечество. Дарья Казакова
|
Рекомендуем |