Партнеры Живи добром

Константин Емельянов «Музыка — это бесконечный эволюционный процесс»


Имя молодого музыканта Константина Емельянова прогремело на XVI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в 2019 году, где он стал лауреатом III премии. Одаренный пианист родом из Краснодара, окончил Академический музыкальный колледж при МГК им. П.И. Чайковского и Московскую консерваторию, учился в Фортепианной академии им. С.В. Рахманинова. Пианист Денис Мацуев назвал его тонким, интересно мыслящим музыкантом, с аристократическим звучанием и большим будущим. 

Константин, вас называют одним из главных открытий Конкурса им. Чайковского. Что изменилось в вашей жизни после такого успешного выступления?

Все основное началось после конкурса. До этого у меня были концерты, приглашения, конкурсы, но такого понятия как концертный сезон, когда все расписано на полтора года вперед, у меня еще не было. И я не очень представлял, как это бывает и насколько это трудно. После конкурса у меня сразу началась очень активная концертная деятельность — много новых программ, поездок, приглашений — всему этому я очень рад. Иногда бывает тяжело, но я постепенно привыкаю к такому ритму и хочу, чтобы это продлилось как можно дольше.


Константин Емельянов


Напряжение на Конкурсе было колоссальным, за ним последовала такая сумасшедшая занятость. Ощущаете усталость? Не пожалели, что ввязались в такую «авантюру»?

Когда у меня наступает момент, что я устал, что не могу больше заниматься, репетировать, я останавливаюсь и говорю себе, что нужно вспомнить, как я жил несколько лет назад, что из себя представляла моя творческая судьба. В такие минуты я говорю себе: «Хотел — получил. Вперед работать».

Музыкантов много, хороших — тоже. Чтобы тебя заметили, нужно как-то суметь заявить о себе. Кто-то делает ставку на оригинальную программу, кто-то — на стиль, кто-то — намеренно эпатирует. В чем ваш секрет? 

Да, музыкантов сейчас, действительно, много. Даже лет пятьдесят назад не было такого количества. В консерваториях Москвы и Петербурга на курсе училось по двадцать пианистов. Сейчас же, например, на моем курсе было более шестидесяти человек. Конкуренция из-за этого выросла, тяжело стало пробиться даже очень хорошим музыкантам. Но создавать себя амплуа, образ, мне кажется, что это всегда самый неправильный путь. Ведь музыкант развивается, эволюционирует. В один период жизни ближе один репертуар, в другой — у тебя совсем иное слышание. Поэтому как только ты заявляешь, что я это всегда буду делать так, это всегда будет хорошо — в этот момент ты творчески гибнешь. Я, как и многие музыканты, всегда нахожусь в процессе изменений, в постоянном недовольстве собой. Это естественно, ведь увеличивается и слуховой опыт, и концертный, и, конечно, жизненный… Вещи, которые я играл два года назад — мне казалось, что я нашел что-то такое верное, какой-то ключик к произведению. Сейчас я могу переслушивать записи и не понимать, как я мог так это слышать, каким дураком я был. Просто сейчас я слышу совсем иначе, и, наверное, еще через два года это снова будет по-другому. В нашей профессии невозможно найти какое-то совершенство и поставить точку. Музыка настолько субъективная вещь, что ты постоянно находишься в поиске — это и есть самое интересное. Когда я вижу, что стиль музыкантов с возрастом меняется, я понимаю, что они продолжают искать — это для меня самое ценное.


Константин Емельянов


Поэтому искусство живет? Мы переосмысливаем классику: умеем услышать, увидеть, почувствовать что-то новое в произведениях, которым не одно столетие.

Есть изобразительное искусство, над которым время, действительно, не властно. Картины великих художников, находящиеся в галереях, они статичны. Музыка тем и уникальна, что в зависимости от разных ушей, разных рук — это все время что-то новое, это бесконечный эволюционный процесс.

В изобразительном искусстве произведения не меняются, живыми и живущими их делает исключительно восприятие зрителя. В музыке же это обоюдный процесс — произведение живет благодаря исполнителю и слушателю. Не приуменьшается ли в таком случае значение зрителя? Насколько вы, как музыкант, отталкиваетесь от восприятия тех, кто вашу музыку слушает?

Естественно, разные люди воспринимают и слышат по-разному. У всех и разный слуховой опыт, разные потребности, разные эмоциональные переживания в данный момент — от этого и разная реакция. Конечно, в первую очередь, мы играем на сцене для слушателей, но есть опасный момент — начать пытаться угодить всем. У меня были такие моменты, когда я начинал тонуть в мыслях: как бы так сделать, чтобы все поняли, что я хочу донести. Но мне стало гораздо проще, когда я понял, что это невозможно. К взаимодействию со слушателями надо стремиться, но это не должно стать самоцелью, иначе можно потерять себя.


Константин Емельянов


Как вы относитесь к критике? Если замечаете в зале недовольное или, еще хуже, равнодушное лицо, вас это может выбить из нужного ритма?

Да, такое бывает, это для меня тяжело. Музыканты часто очень неуверенные в себе, находящиеся на грани — вы знаете, художника обидеть может каждый. Но иногда это даже помогает, критика может породить момент копания в себе — почему мои идеи не поняли, что было недостаточно ясно. Появляется возможность что-то пересмотреть. Но так происходит не всегда, чаще палка перегибается, и ты уходишь в самобичевание.

Такие черты характера не заставляют сомневаться в себе, в правильности своего выбора?

Я вообще долго сомневался насчет музыки, осознанное принятие себя в музыке и музыки в моей жизни произошло поздно. Наверное, когда я уже учился на втором или третьем курсе колледжа при консерватории в Москве. В какой-то момент я подумал, наверное, я уже не представляю, что смогу в жизни чем-то еще заниматься. Но моменты творческих сомнений, когда хотелось все бросить, были и после этого.

Как они проявлялись?

Мне казалось, я в тупике, ничего не получается — конкурсы неудачные, никуда не проходишь, что-то не так с концертами. У меня был целый год таких сомнений, когда казалось, что стоит уйти и заняться чем-то другим пока не поздно. Но просто заставлял себя терпеть и продолжал работать. Если ты в такие моменты не сдаешься, потом оно воздается.


Константин Емельянов


Конкурс Чайковского стал той самой наградой, переломным моментом?

Да, именно так. Он стал огромным рывком в моей карьере — большой охват публики, трансляция на medici.tv. В Москве все туры — это были полные залы, всеобщее внимание, было ощущение, что ты на футбольном матче. Никогда на других конкурсах я с таким не сталкивался.

В ваших интервью часто проскальзывают сравнения музыки и спорта. Что, по вашему мнению, роднит эти занятия?

Безусловно, у музыкантов и, например, танцоров много общего со спортсменами. Мы люди, которые обязаны жить в определенном режиме. Конечно, иногда даешь слабину, но все-таки во время подготовки к конкурсам, к концертам, ты должен быть сконцентрирован, ведь в определенный час икс ты должен выдать свой максимум. Хотя у спорта и искусства есть и важное различие — в спорте есть объективные критерии оценки — быстрее, выше, сильнее. В музыке все крайне субъективно. В подготовке мы похожи на спортсменов, а дальше все совсем по-другому.

Поделитесь вашими «спортивными» секретами, как вы готовитесь к выступлениям?

С опытом понимаешь, как лучше построить свой день: сколько спать, сколько репетировать. Но идеальных условий не существует, в концертной жизни график удается соблюдать не всегда. Поездки, перелеты обрубают весь опыт на корню, приходится приспосабливаться. Так что особых правил нет, знаю одно, лучшее что я могу сделать перед концертом — выспаться. Если говорить о каких-то особых ритуалах на удачу, то их тоже нет. Для меня это способ переложить ответственность, мол, не я не доработал, а мне просто не повезло. 


Константин Емельянов


На конкурсе Чайковского особо отмечали ваш нешаблонный выбор репертуара, это стало главным фактором успеха?

У меня были разные произведения — и редкие, и очень даже популярные. Говорят, грамотно составленный репертуар — это половина успеха на конкурсах. Мою программу мы выбирали вместе с моим профессором Сергеем Леонидовичем Доренским. Положа руку на сердце, репертуар получился очень удачным, нам удалось найти золотую середину между тем, чтобы в программе была динамика, то есть в ней были известные, яркие сочинения, и тем, что еще не было "заиграно".

У вас есть любимые композиторы, любимые произведения, которых вы не можете не включить в свою программу?

Любимые те, которых я играю сегодня. Нам, пианистам, очень повезло — репертуар у нас обширный. За всю жизнь можно не переиграть и половины написанных шедевров. Называть имена — занятие неблагодарное.


Сами пробовали писать музыку? Задумывались о карьере композитора?

Нет, не пишу. В детстве пытался что-то сочинять, импровизировать, потом перестал. Мне достаточно рано пришло осознание, что я ведь играю Бетховена, Баха, Чайковского, на фоне их произведений мои сочинения выглядят ничтожной ерундой. Я давно решил, что не стоит заниматься тем, в чем ты недостаточно хорош, в чем у тебя нет способностей должного уровня. Как можно тягаться с признанными титанами и шедеврами? Конечно, никогда не стоит зарекаться, но на данный момент я музыкант-исполнитель. Такое огромное количество музыки, которую хочется играть, которой еще нет в моем репертуаре, что тратить время на свои сочинения, это просто глупо.

О чем тогда мечтает исполнитель Константин Емельянов?

Если так вот утопически рассуждать, хочется по прошествии пары лет иметь комфортный концертный график и играть те программы, которые хочется играть лично мне. И я буд у счастлив.



Елена Кавлак

Фото Кристина Мангул




 

Рекомендуем

Чемоданное настроение
Прогулка по Эрмитажу
Валентин Смирнитский. Бравый Портос на все времена
Презумпция невиновности для «Матильды»
Финал «Импровизационного БАТЛа. Федеральные игры»
Кино. Премьера. "И грянул шторм"
Карл Росси: вознесённый славой
Программа «Карамзинская неделя»
Казнить нельзя помиловать («Мавританец», реж. Кевин Макдональд)
«Гениальная итальянка»