Партнеры Живи добром

С днём рождения БДТ!


Если Вы хоть раз были в городе на Неве, славном Санкт-Петербурге, то знаете, что это волшебный город. Каждый камень на мостовой, каждый мост, каждое здание здесь пропитано волшебством и магией. Театры Петербурга - это отдельная тема. Они не просто места, в которых можно насладится культурой, и посмотреть спектакли. Питерские театры - это самостоятельные единицы, это сами по себе, произведения искусств. Когда мы говорим «буду в Санкт-Петербурге, надо сходить в театры», то в голове возникают лишь два названия: Мариинский театр и БДТ. Сегодня речь пойдет о Большом Драматическом Театре. Его история с основания и до сих пор связана с великими именами, датами и местами. 


История

В конце девятнадцатого века участок, на котором было построено здание театра, принадлежал графу Апраскину. Человеку в Петебурге почитаемому и  уважаемому. Это был огромный участок в городе: от Фонтанки до Екатерининского канала, и от Невского до Апраскина переулка. В середине 18-го века большую часть земли занял Апраскин двор, а спустя 120 лет тут появилось здание, которое тогда носило название Апраскинский театр, построенный по заказу графа Апраскиным, швейцарским архитектором Фонтана. 


Первое время здание было арендовано Императорским театром для русской труппы. Правда, тогда театр не считался, как сейчас, Большим. Он был Малым, Императорским Малым Театром. 


БДТ


Это предыстория, и можно сказать, задаток истории. Театр горел, его переносили. Настоящая же история БДТ началась 19 февраля 1919 года. Его организовали великий советский писатель Максим Горький и актриса МХТ Мария Андреева. Но еще в августе 1918 года комиссаром М.Ф Андреевой был подписан декрет о создании в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии», сегодня мы привычно называем его проще: БДТ. 


У фундамента театра также стояли члены художественного объединения «Мир искусства»: так, например, его основатель, художник Андрей Бенуа в БДТ стал режиссером. Первыми «звёздами театра» стали Николай Монахов и Владимир Максимов. Сколько великих людей  Петербурга творили и продолжают творить в стенах БДТ! Так первым, можно сказать, худруком театра стал Александр Блок. По задумке Блока и Горького театр должен был стать колыбелью революционных настроений: только эпические произведения, только революционная масштабность спектаклей. «Театр великих слез и великого смеха», - окрестил БДТ А.Блок. 


Но так как советская драматургия в те годы только начинала оформляться, на сцене шли произведения мировой классики: Гюго, Шекспир, но одновременно с ними шли спектакли по пьесам Д. Мережковского и В. Брюсова. Театр был на высоте, но в 1921 году страну покинули Горький и Андреева, умер Александр Блок. В театре стали часто меняться режиссеры, художники, актеры. Дух новизны и, одновременно с нею, стабильности в театра принес Константин Тверской, будучи главным режиссером с 1929 по 1935 годы. При нем ставились пьесы Олеши, Файко, Погодина. Из классики режиссер оставил лишь «Доходное место» А. Н Островского. Но после его ухода и до 1955 года в театре снова наступает кризис режиссуры: люди приходили и уходили, а театр медленно входил в творческий кризис. Но также нельзя отрицать, что на ситуацию в БДТ оказала влияние ситуация в стране и в Ленинграде. Великая Отечественная Война и Блокада не щадили никого. 


Но с 1956 началась великая эпоха. Эпоха Георгия Александровича Товстоногова. За 34 года служению театру, ему удалось создать БДТ ту самую «фишку», которая отличает его до сих пор: лицо театра-это его трупа, его актеры, но главный человек - это режиссер. Его работа невидна зрителю, так как игра актеров, но без нее спектакля не будет. Труппу, созданную Товстоноговым режиссеры в Европе называли конкурентами лучшим европейским коллективам. Людмила Макарова, Зинаида Шарко, Татьяна Доронина, Павел Луспекаев, Кирилл Лавров, Сергей Юрский: все эти прекрасные актеры под чутким руководством Г. А. Товстоногова создали настоящий Питерский театр, отличный от многих других. 


После Товстоногова БДТ не приобрел настолько ярких руководителей. Скорее, он вошел в русло стабильности и покоя. С 2004 по 2013 годов театр возглавлял Темур Чхеидзе, которого назвали «ретроградом», так как он пытался сохранить наследие Товстоногова, и был против любых нововведений. С 2013 года руководителем театра является Андрей Могучий. 


БДТ


Сегодня у театра две сцены: основная и малая. И обе они радуют зрителей постановками классических пьес Островского, Толстого, Гоголя, Шоу, Олби. В БДТ невозможно купить билеты в день спектакля, обычно они покупаются загодя. В чем же секрет? Новомодных спектаклей и режиссеров здесь нет. Актерская школа, ради которой стоит посетить БДТ - это школа старой закалки, а не молодая поросль. Это Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Лариса Малеванная, Нина Усатова, Евгений Сидихин. А я Вам отвечу, раскрою секрет многолетнего успеха БДТ — этот театр дух Питера, его душа. Это театр с огромной историей, традицией,идущей с давних времен. Это игра и режиссура, выработанные годами. Это гораздо выше и сильнее, чем театры-однодневки с новомодными составами и пьесами. БДТ-это не просто театр, это- история!


Интересный факт

Свое знаменитое «место прописки на Фонтанке» театр получил в 1920 году, и ни разу не сменил его. А вот с названием все обстояло совсем иначе. Свое нынешнее название(а полностью оно звучит следующим образом: Большой Драматический Театр имени Г.А Товстоногова) театр получил в 1992 году. С 1932 года он был театром имени М.Горького, а с 1964 и по 1992 носил более расширенное название: Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького. 



Татьяна Ермольчик


 

Рекомендуем

Понедельник и ее сестры («Тайна семи сестер» реж. Томми Виркола)
Человек – сталь. Николай Островский
Закрытие сезона БСО им. П. И. Чайковского
Британский «Vogue» и его новый главный редактор Эдвард Эннинфул — что мы о них знаем?
Американская фантастика Джона Кэмпбелла
Лето в ЦДМ на Лубянке: мастер-классы, квесты и научные эксперименты
Жаклин Дюрран: художник совершенства без запятых
MERÉ F/W 2018-2019
Виталий Бианки: «Спешите делать добро!»
Валерий Гаркалин: «Очень легко заставить человека плакать, но заставить его смеяться - крайне трудно»