Партнеры Живи добром

Татьяна Пельтцер – заслуженная бабушка СССР


6 июня 1904 — 16 июля 1992 гг.

Татьяна Пельтцер прожила жизнь одной из ярчайших советских актрис. Самые запоминающиеся роли пришли к ней уже во второй половине жизни, когда многие актрисы уже заканчивают карьеру. Она стала главной бабушкой телеэкрана, где каждая ее роль имела заводной и шумный нрав, под стать самой Татьяне Ивановне. Почти в 70-летнем возрасте она сама выполняла ряд рискованных трюков, не раздумывая забралась по водосточной трубе в “Приключении желтого чемоданчика” и лихо распевала песни на крыше троллейбуса. Любительница крепчайшего кофе, сигарет Marlboro, коньяка и преферанса она обладала невероятной энергией и силой. Уже с молодости она был заметен ее непростой характер. В 1926-м году, будучи молоденькой актрисой она знакомится с немцем Гансом Тейблером – комсомольцем и философом. 

Татьяна Пельтцер

Через год выходит за него за муж, рисково соглашаясь бросить ради любви профессию, и переехать на родину мужа. К Германии ее тянула неспроста: по отцовской линии она происходила из семьи русских немцев, хранивших верность традициям. Поэтому Татьяна Пельтцер отвечала всем немецким стандартам. Но бурному темпераменту было тесно в размеренном “бюргерском” быту. Небольшой флирт привел к разводу и возвращению домой, где она уже больше не выйдет за муж, хотя дружеские отношения бывшие супруги сохраняли всю оставшуюся жизнь.

На родине Татьяне Ивановне пришлось трудно. Не получившую образования, ее не рассматривают для больших ролей. В 1932-м году ей удается устроиться в театр МГСПС (сейчас - Театр имени Моссовета), из которой ее вскоре уволили с формулировкой “за проф. Непригодность”.  В 1941-м году вышел указ о депортации немцев, что ставило семью Пельтцеров под возможность отправиться в Магадан. Заступались друзья, организовавшие целую делегацию в Министерство Культуры. Сам отец Татьяны – Иван  (Иоганн Робертович) Пельтцер, был прекрасным актером, лауреатом Сталинской премии и одним из первых, кто получил звание народного артиста СССР. Он остался главным учителем для актрисы на всю жизнь. Поэтому в детстве она уже блестяще играла, доводя дам до обмороков ролью Сережи Каренина, и получив свой первый гонорар в 9 лет.

Татьяна Пельтцер

После увольнения из театра, брат Татьяны – Александр, устраивает сестру на завод машинисткой. Но там ее убеждают вернуться к актерской деятельности, и она уезжает в Ярославский областной театр. В 1954-м там же она снимается в фильме “Солдат Иван Бровкин”, который приносит ей все советскую славу “матери русского солдата”. Первая роль, которая придала Татьяне Пельтцер амплуа заводной старушки – была роль деревенской Лукерьи в спектакле театра Сатиры “Свадьба с приданным”. Постановку сняли на кинопленку, и в 1953-м году она стала хитом всей страны, а Пельтцер – народной знаменитостью.

В нее влюблялись, и порой она отвечала взаимностью, но она так и не построила семьи, отдав всю жизнь театру. Из мужчин она признавала идеалом лишь отца, от которого ей досталось живое воображение и крутой нрав. Перед выходом на сцену Татьяна Ивановна непременно ссорилась с партнером, будто это добавляло ей энергии для прекрасной игры в спектаклях. Зная ее характер режиссеры боялись с ней работать, а многие актрисы отказывались делить гримерку. Не побоялся ее лишь Марк Захаров, который устоял перед критикой Пельтцер, и подарил ей много звездных ролей, в частности и в театре Сатиры, где она проработала долгих 30 лет. Пельтцер  стала первой народной артисткой в театре, за все 48 лет его существования. В 1977-м году после скандала с главным режиссёром В. Плучеком  Татьяна Ивановна уходит в “Ленком”, где Захаров организовывает ей “поле” ролей для выступлений, которыми она держала зал практически до последних дней ее жизни.

Татьяна Пельтцер

С 1980-х годов у народной артистки начала пропадать память, а к началу 90-х появилась подозрительность и мания, из-за которых она провела год в психиатрической больнице им. Ганнушкина. Но даже тогда ее вывозили на спектакли. Оттуда ее забрали друзья, обеспечив ей присмотр и уход.

В 1992-м года Татьяны Ивановны Пельтцер на стало. Со всей упорностью своего характера она, до последнего, боролась со своим недугом. Она так и оставшись для зрителей веселой старушкой, которая прошла через все невзгоды.


Екатерина Фарлейн


 

Рекомендуем

Интервью с Дашей Гаузер
Дом печати-Центральный Дом Журналиста
Блеск природы и нищета человечества («Путешествие времени», реж. Терренс Малик)
Александр Шилов — летописец своего времени
Сергей Лукьяненко и его экранизации
Выставка "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России" в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Первый день
“Black boy” Ричард Натаниэль Райт
Мастер современной японской гравюры Оно Тадасигэ
38-й ММКФ. Конкурс. "Мари и неудачники" реж. Себастьен Бетбедер