Партнеры Живи добром

Властитель народных сердец


Валерий Сергеевич Золотухин, человек, который не нуждается в особом представлении. Актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1981г.), народный артист РСФСР (1987г.), режиссер, писатель (автор скандальных дневников, которые носят название «Таганский тупик»). «Современник Высоцкого», как он сам себя любил представлять.  С 2011 года по 2013 год занимал пост художественного руководителя театра на Таганке, который покинул по состоянию здоровья. Обладатель ордена Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, памятного знака «Медаль имени Василия Николаевича Хитрово» и медали «Ветеран труда». 


Валерий Золотухин


Валерий Сергеевич был яркой личностью, которая жила вне ощущения своего собственного возраста, незаурядным человеком и убежденным оптимистом.  «В одном из спектаклей,- как воспоминает позднее сам Золотухин,- мой персонаж утверждает, «что мир становится все хуже и страшнее». Так вот, я в это категорически не верю потому, что если в это поверить, то незачем будет делать что-либо, все потеряет смысл. Я человек, старающийся быть верующим. Я должен быть оптимистом. Отсутствие работы не сдвигало меня с этого пути. Если у меня ее не было, я ее искал. Если не складывалось на «Таганке», то я шел в «Театр Российской армии» играть Павла I, если и там не получалось, то я шел к Трушкину играть. Я даже выходил в метро с гитарой, потом пробовал продавать свои книжки на улице, около метро. Ни одну не продал, все проходили мимо. Но я рад, потому что эта унизительная ситуация дала мне понимание того, что я могу переступить, а кто-то не может». На чем же основано его жизнелюбие?


«В нации существуют два или три процента, которые составляют ее цвет, и я надеюсь на то, что мои современники входят туда и для них играет «Таганка» и другие театры. Есть молодые люди, которые любят Пушкина и Достоевского и лучшие современные книги. Я хочу так думать, иначе было бы грустно просыпаться утром». Вот как отвечал на этот вопрос актер.


Валерий Сергеевич родился 21 июня в 1941 году в семье Сергея Илларионовича и Матрёны Федосеевны Золотухиных в селе под названием Быстрый исток, что в Алтайском крае. В семье Золотухиных, помимо Валерия Сергеевича, было ещё два брата Владимир и Иван и сестра Антонина, которые уродились копией своего отца, с рыжим цветом волос, а вот Валера родился с черными волосами, за что и временами расплачивался. Лишь впоследствии, когда Валерий вырос и стал походить на отца, скандалы в доме прекратились. Как и многих детей, маленького Валеру отдали в сад, куда уже ходил его средний брат Ваня, где с ним и приключился случай, последствия которого он пронесет через всю оставшуюся жизнь.


Валерий Золотухин


Однажды, когда пошел дождь, а родители «запаздывали», все дети высыпали на лестницу, которая вела с земли на второй этаж, где и располагался детский сад, чтобы подставить свои ладошки под капли воды. Заигравшись, в эту невинную игру, маленький Валера упал со второго этажа на землю. В результате чего, вывихнул руки и сильно ушиб коленку. Колено стало распухать, сельские ведуньи принялись заговаривать больную ногу, перевязывать нитками, но это не помогало. Спустя год тщетного лечения и последовавшего сильного ухудшения, мама Матрена Федосеевна уговорила мужа отвести сына в Барнаул. Маленького Валеру направляют в костнотуберкулезный санаторий «Чемал» в Горно-Алтайске с ужасным диагнозом: туберкулез коленного сустава.


Как выяснилось только потом, диагноз был неверным. Это вскрылось на съемках фильма посвященного Гавриилу Абрамовичу Елизарову «Каждый день доктора Калинниковой», где на съемочной площадке присутствовали врачи – консультанты, которые и поставили верный диагноз - остеомиелит.


Самым ужасным тогда для маленького Валеры оказался поставленный на всю ногу гипс, который не позволял двигаться.  «Меня заковали в гипс по бедро, все начало страшно чесаться. Я засовывать под гипс разные вещи, сначала это были карандаши, потом какие-то щепки, чтобы хоть как-то почесать ногу, вскоре поднялся запах и появился гной. Врачи были вынуждены мне его разрезать. Я до сих пор помню прикосновение ножа к ноге. Как оказалось потом, этим я себя спас, иначе, пролежав в нем полгода, лишился бы ноги». Даже находясь в гипсе, прикованный к больничной койке ребенок не утратил оптимизма. Мама, приезжавшая два раза в год, уезжая, рыдала, а маленький Валера ее успокаивал: «Да брось, мам, все будет хорошо». Лечение продолжалось три года, в течение которых, мальчику запрещалось вставать с кровати. Так он закончил три класса и только в десять лет первый раз встал на костыли и начал заново учиться ходить.


Валерий Золотухин


По возвращении домой, за столом собралась вся семья Золотухиных, чтобы отпраздновать избавление мальчика от «больничного плена». Взрослые выпивали, к удивлению собравшихся попросил и Валера. Он выпил, да так быстро, что сидевшая рядом сестра Антонина с удивлением сказала: «Валерка, или ты станешь большим пьяницей, или большим артистом». Юношеские годы оказались годами преодолений для Валерия Сергеевича. Больная нога на шесть сантиметров меньше здоровой, да притом ещё и сильно болела. Предаваться унынию было не в характере подростка, поэтому он, во что бы то ни стало, решил разработать больное колено, чтобы на школьном вечере станцевать «Яблочко», что с лихвой и проделал, но чего стоила эта сцена пляски, знал только он. Болезнь эта навсегда оставила отпечаток на нашем герое. Валерий Сергеевич на всю жизнь остался хромым. 


Еще во время войны, когда отец маленького Валеры ушел на фронт, маме пришлось пойти на работу в колхоз. Мама уходила рано, а младшего Валеру оставляла на попечительство старшего брата, но на всякий случай привязывала малыша за ногу к крыльцу. «Она меня оставляла, а я пел. Люди, за это давали мне кто что, кто яичко, кто молоко наливал. Давали для того, чтобы я замолчал, жалели меня, а я понимал это по-своему. Я думал так, раз мне дают эту мзду за то, что я пою, то чем эта работа хуже работы в колхозе». 

     

Несмотря ни на что, маленький Валера всегда хотел быть актером. «У меня всегда присутствовала уверенность, счастливая такая, что я буду актером, ни врачом, ни агрономом, как мечтал мой отец. Я тогда, конечно, не подозревал, что с таким диагнозом, как у меня, моя мечта может и не осуществиться».


Занятия пением мальчик не оставил и в школе, поступив в кружок художественной самодеятельности. Первым учителем музыки его стал Фомин Владимир Степанович, который работал учителем труда и, по совместительству, баянистом. Он, зная, что Валера мечтает о сцене, прикладывал немалые усилия, готовя Золотухина к поступлению. «Он больше чем учитель музыки, он был для меня вроде поводыря, в первую очередь закалял мой характер». 


Решение отпустить сына в театральный вуз далось родителям нелегко. После долгих уговоров они сдались, поняв, что намерения сына более чем серьезны. Собирали Валеру всем миром. По совету руководителя колхозного хора, мама расставила ему штаны, да так, что те стали походить на шаровары и начали местись по земле. Сделано это было для того, чтобы, по словам руководителя хора, «не было видно, как у тебя трясутся ноги на сцене». Он же продолжала «наставничать» дальше: «Ты когда приедешь в Москву, придешь туда, где поступать будешь, представь, что перед тобой одни дураки, и валяй читай, пой».  На семейном совете, чтобы оплатить билет в Москву, было решено продать единственную корову. 


Валерий Золотухин


В Москве, он сотворил то, чего от него никто не ожидал, но то, ради чего он и ехал. Валерий Золотухин уроженец села Быстрый исток, что на Алтае, поступил в ГИТИС на отделение оперетты. «Я – парень фартовый, поступил «на дурака»: зашел в первую дверь, не думая, попросили спеть, станцевать, сыграл на аккордеоне и меня взяли». Помня о своем недуге, Золотухин, дабы не заметили это в приемной комиссии ходил, как бы пританцовывая, даже на занятиях в балетном классе, подговорил однокурсников заниматься в трико вместо трусов, чтобы скрыть больную ногу. На курсе тогда преподавал педагог по мастерству актера Ирина Сергеевна Анисимова – Вульф, режиссер театра Моссовета, которая первой рассмотрела талант и яркую драматическую индивидуальность. Поэтому, будучи ещё студентом пятого курса, Валерий Золотухин был приглашен в театр Моссовета, но однажды, случайно увидев спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта, который представлял Театр драмы и комедии на Таганке, беззаветно влюбился в это произведение и в прекрасную постановку. «Это было самое большое впечатление, за всю мою театральную жизнь. После спектакля я метался по сцене театра на Таганке в слезах, я завидовал этим ребятам. Пошел к Юрию Любимову и сказал, что согласен на все, готов даже сидеть в массовке в «Добром человеке из Сезуана» и он меня взял». В дальнейшем вся жизнь Золотухина будет связана именно с этим театром. Популярность театра на Таганке актеры добывали тяжелым трудом, вся труппа работала до изнеможения. В девять утра класс балетного станка, следом репетиция, затем перерыв, потом спектакль, а вечером или опять спектакль, либо репетиция. Развозили домой актеров на автобусе уже совсем за полночь потому, что метро уже было закрыто. Каждый спектакль этого театра был тогда событием, люди выстраивались в очередь, чтобы купить заветный билет. 


Дебютной ролью в театре на Таганке стала для него, роль Грушницкого в спектакле «Герой нашего времени». В этом же году (1964) В. Золотухина занимают в спектакле «Добрый человек из Сезуана». В постановке «Десять дней, которые потрясли мир», Золотухин играл вместе с В.С. Высоцким. «При нашей первой же встречи я понял, что передо мной гений»,- такую запись оставил Валерий Сергеевич в своих дневниках. В театре у Золотухина не было человека ближе, чем Владимир Семенович. О них говорили, как о закадычных друзьях. В театре в то время ходила по рукам такая анкета, где узнавались предпочтения работников театра. Кто твой любимый певец? Любимая песня, цветок. Кто лучший друг? Так вот на этот вопрос В.С. Высоцкий ответил так: «Мой лучший друг – Золотухин В.С.». Как признавался потом сам Валерий Сергеевич: «На беду мою написал меня. Почему я говорю на беду, потому что тем самым он на меня наложил такую колоссальную ответственность на всю оставшуюся жизнь. У Высоцкого, как и у Пушкина, был огромный дар дружбы, мало у кого такой есть». 


Валерий Золотухин


Валерий Сергеевич был востребован и как киноактер. Дебютом для него стал фильм Владимира Назарова «Пакет» снятый по повести Леонида Пантелеева. Будучи ещё студентом, В.С. Золотухин едва ли догадывался, что ему придется играть практически самого себя в фильме «Человек с аккордеоном». Он предстает в роли выпускника театрального вуза, из-за ранений которому пришлось оставить свою мечту стать артистом. 

                     

Одной из самых знаковых ролей стала его роль участкового Василия Снежкина в фильме «Хозяин тайги» того же самого режиссера, где Золотухин впервые снимался вместе со своим напарником по театру и другом В.С. Высоцким. «В своего персонажа я пытался вложить образ моего отца и его манеру поведения».

        

В середине 70-х годов черная кошка пробежала между двумя друзьями. Юрий Любимов поручил репетировать роль Гамлета Золотухину. Высоцкий на это отреагировал болезненно. Валерий Сергеевич разрывался между другом и режиссером, всячески тянул с репетициями и говорил, что не готов выступать. 

        

В 1980 году умирает Высоцкий. Валерий Сергеевич так и не успел с ним объясниться. Кстати Гамлета он так и не согласился сыграть.




Всеобщая известность пришла к Золотухину после выхода «Хозяина тайги». Спустя три года он снимается в картине «Бумбараш» режиссера Николая Рашеева и Абрама Народицкого.  Чтобы заполучить эту роль Золотухин проявил настойчивость. Изначально на роль главного героя пробовался актер Михаил Кононов, но Золотухин заявил режиссеру: «Если хотите снять просто хороший фильм, возьмите Кононова, а если желаете заглянуть в вечность, возьмите меня ». «Никто тогда подумать не мог, что у фильма будет такая судьба. Создавая образ, ориентировался я на своего деда, которого никогда не видел, а знал только по рассказам о нем». Новую волну популярности принесла ему роль вампира в фильме режиссера Тимура Бекмамбетова  «Ночной дозор».


Валерий Золотухин

      

Последним и как будто пророческим стал для него спектакль в его родном театре по пьесе Эжена Ионеско режиссера Кшиштофа Занусси «Король умирает». 

После ухода Юрия Любимова взвалил на себя обязанности худрука театра. До самого последнего вздоха Валерий Сергеевич работал.


30 марта 2013 года сердце его перестало биться. 


Похоронили Валерия Сергеевича в его родной деревне Алтайского края «Быстрый исток», как он просил, во дворе ранее снесенного его отцом храма, который он возродил.  



Ирина Белова


 

Рекомендуем

Лион Фейхтвангер, немецкий писатель с еврейской душой
Некрасов: блеск и нищета народного поэта
Кино. Премьера. "И грянул шторм"
Фестиваль "Коляда-театр "На Страстном"
Теодорос Ангелопулос. Трилогия истории
Алексей Баталов — главный интеллигент Советского Союза
Чудо новой жизни («Божественная любовь» реж. Габриэль Маскаро)
Фонд «НАСТЕНЬКА»
Лопе де Вега. «Феникс испанского остроумия»
Фильм недели. Классика. «Бешеные псы» К. Тарантино