Партнеры Живи добром

Юрий Любимов. «Остров свободы в несвободной стране»


Великий актер, режиссер и преподаватель, подаривший Москве Театр на Таганке и открывший не одну звезду театрального мира. Постановки Юрия Любимова известны всем, кто хоть немного интересуется театром. Его образы полюбились многим, кто видел актера на сцене. Во всем мире его имя ассоциируется с профессионализмом, уникальностью и радостью, потому что все, чем занимался Юрий Любимов, он делал с любовью и полной отдачей. В этом году Юрию Любимову исполнилось бы 98 лет.

Юрий Любимов

Юрий Петрович Любимов родился 30 сентября (по новому стилю) 1917 года в семье купца и учительницы. Отец Любимова, Петр Захарович, был выходцем из крестьян, а его отец, в свою очередь, в 1860 годах получил свободу и крепко обосновался в деревне Абрамцево Ярославской губернии. Благодаря этому, Петр Любимов смог получить хорошее образование. 

Кроме того, он был человеком деятельным, достаточно легко налаживал связи с нужными людьми и в итоге стал владельцем собственного магазина. Мама Юрия была преподавателем в начальной школе. Еще у Юрия был старший брат Давид, который в будущем стал «большим начальником». 

Семья какое-то время жила в Ярославле, но в 1922 году перебралась в столицу. Вскоре после этого начались репрессии, и Петра Захаровича «разжаловали» в лишенцы, несколько раз арестовывали. Отец развелся с женой, чтобы для семьи было меньше последствий. Однако жили все так же вместе. 

Лишенцы – люди, лишенные избирательного права и иных гражданских прав из-за принадлежности к эксплуататорскому классу. Как правило, лишенцами становились частные торговцы, представители духовенства и монашества, психически ненормальные, а также люди, живущие на проценты или доходы от своих сбережений или разного имущества, персоны, прибегающие к наемному рабству и осужденные за корыстные и порочащие преступления (кражи, убийства, мошенничество и иные преступления, совершенные с целью получения выгоды).

Юрий Любимов

Все свое детство Юрий провел в тесном общении с театром – семья часто ходила в театр, особенно в МХТ, где он посмотрел «Синюю птицу» и «Горе от ума». Также был знаком с «Лесом», «Ревизором» и «Дамой с камелиями», постановками в театре Всеволода Мейерхольда. И, хотя из-за преследований его семьи, Юра был вынужден бросить школу, юноша оказался в электромеханическом техникуме, а параллельно брал уроки хореографии. В 1934 году Юрий Любимов оказался среди учеников студии МХАТ-2 (студия, существовавшая при МХТ в 1924-1936 годах). Когда студию закрыли из-за формалистских идей, Юра перевелся в училище при Театре им. Евгения Вахтангова, где почти сразу оказался в актерском составе «Принцессы Турандот». Когда Любимов в 1939 году закончил обучение, он отправился служить.

В военные годы молодой Юра был одним из ведущих актеров Ансамбля НКВД, который ездил по фронту и выступал перед солдатами-красноармейцами. А когда война завершилась, он вернулся в Вахтанговский театр, став полноценным участником труппы. За 18 лет, которые Любимов провел на сцене Вахтанговского, зритель смог увидеть его более в чем трех десятках ролей. Юрий играл в таких громких постановках, как «Молодая гвардия», «Накануне», «Сирано де Бержерак», «Много шума из ничего», «Чайка», «Ромео и Джульетта», «Маленькие трагедии» и многих других пьесах.

Помимо своей работы в театре Юрий Любимов начинает активно сниматься и в кино. Его первой киноработой стала картина 1941 года «Цветные новеллы». Хотя кино не являлось для Любимова приоритетным, он все же весьма часто появлялся на экранах. Он сыграл в таких кинолентах, как «Робинзон Крузо», «Кубанские казаки», «Белинский», Много шума из ничего», «На подмостках сцены», «Человек с планеты Земля» и многих других.

Юрий Любимов

1959 год стал для Любимова новым этапом в жизни – Юрий впервые пробует свои силы не на подмостках, а в режиссерском кресле. Дебютной работой стал спектакль на сцене Театра им. Е.Вахтангова «Много ли человеку нужно». А в последующие годы он иногда сотрудничал с иностранными театрами.

Однако, не только простыми театральными постановками занимался Любимов. Среди его работ есть и оперы, которые звучали на всемирно известных сценах, к примеру – в «Ла Скала», где Любимов режиссировал в 1975 году оперу Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви». Кроме того, он поставил и такие произведения, как «Дон Жуан», «Леди Макбет Мценского уезда», «Пиковую даму», «Любовь к трем апельсинам» и другие. Его постановки звучали в парижской Гранд Опера, лондонском Ковент Гарден и других зарубежных оперных театрах.

В 1953 году Юрий Петрович стал педагогом Щукинского училища. Вместе со своими учениками через 10 лет, в 1963 году, он поставил пьесу Б.Брехта «Добрый человек из Сезуана». И в этой истории важен даже не успех пьесы, а то, что именно во время работы над постановкой сформировался новый, молодой, свежий, полный сил и идей коллектив, который впоследствии станет основой театра на Таганке, а сам Юрий Петрович Любимов возглавит этот «корабль», став его худруком. На сцене Таганки под началом Любимого будут поставлены десятки спектаклей. 

В середине 1970-х Театр на Таганке становится одним из главных центров театральной жизни. Постановки Любимова были непохожи на все, что ставилось на других московских сценах. Многие актеры театра часто вспоминали, что Любимов любил во время спектаклей расхаживать по балкону с фонариком и давать подсказки труппе, чтобы игра была более живой и насыщенной. Неудивительно, что у такого руководителя всегда все работы получались блестящими и яркими. За свои неповторимые стиль и эстетику театр был удостоен самых высоких оценок, а его актеры и сам Любимов – премий и Гран-при.

Однако этим счастливым годам было суждено пройти. 25 июля 1980 года умер один из главных и любимых актеров Таганки – Владимир Высоцкий. Театр подготовил спектакль памяти артиста, но власти завернули этот спектакль, как и последующие постановки Любимова «Борис Годунов» Пушкина и «Театральный роман» Булгакова.

Во время своей поездки в Лондон Любимов узнает, что его не только сняли с должности руководителя театра, но и лишили советского гражданства. Эти события произошли из-за публикации интервью с Любимовым в газете «Times», где Юрий очень критиковал культурную политику Союза. Такой неожиданный поворот вся мировая общественность восприняла с неописуемым восторгом. В итоге за время своего изгнания Юрий Любимов поработал почти со всеми крупными театрами Запада, Востока и Америки. А Израиль, можно сказать, подарил режиссеру гражданство.

Юрий Любимов

Вместо Любимова худруком Таганки стал Анатолий Эфрос. Сам Любимов говорил о своей замене как о предателе, который пренебрег корпоративной этикой и солидарностью. Вся труппа театра противилась этому назначению. По воспоминаниям актеров, все его постановки были лишены радости и «того света искусства, который покорял Москву два десятилетия. Он работал в омертвелом пространстве, в ситуации общественного остракизма».

Триумфальное возвращение всеми любимого актера и режиссера на родину произошло в 1988 году, а через год он вернул себе и гражданство, и должность худрука театра на Таганке. После его возвращения на сцене снова начали появляться громкие и сильные постановки, к примеру, такие, как «Живаго», «Медея Еврепида», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Пир во время чумы», а также на сцену вернулся «Добрый человек из Сезуана». Помимо новых постановок Любимов возродил запрещенные до его отъезда «Бориса Годунова», «Владимира Высоцкого» и некоторые другие.

Однако «возвращение легенды» в узких театральных кругах было воспринято значительно холоднее. В результате внутреннего конфликта театр раскололся – часть актерского состава ушла от Любимова и открыла свой театр «Содружество актеров Таганки». Юрий Петрович остался в старом здании и сформировал новую труппу, которая подобно и прежней команде творила искусство. 

Юрий Любимов

Но и эта идиллия продлилась не так уж и долго – в 2010 году режиссер во всеуслышание заявил о своем желании прекратить свою работу в коллективе Театра на Таганке. 16 июля 2011 года он молча, ни словом ни с кем не обмолвившись, навсегда ушел из театра с несколькими сотрудниками. 

В 2012 году Юрий Любимов поставил 4-х часовой спектакль «Бесы» на сцене Вахтанговского театра. Критики назвали эту постановку новой вехой в творчестве режиссера. Но в том же году Юрий Петрович Любимов попал в больницу с сердечным приступом. Он провел неделю в коме, однако, вскоре пришел в себя и пошел на поправку. Спустя полгода, летом 2013 года, состоялась грандиозная премьера в Большом театре оперы Любимова «Князь Игорь». После этого маэстро больше полугода пребывал в солнечной Италии, где работал над оперой для итальянской сцены. А по возвращении в Москву режиссер представил зрителю оперу-буфф «Школа жен» на сцене «Новой оперы».

Опера-буффа – шуточная опера, вобравшая в себя традиции народных песен и интермедий. Эти представления, как правило, являются пародией, в них задействовано небольшое количество актеров. В основе лежат бытовые сюжеты с сатирическим подтекстом.

2 октября 2014 года режиссер вновь оказался в госпитале с сердечной недостаточностью. Спустя три дня он умер во сне. Спустя еще три дня в театре им. Е.Вахтангова состоялось прощание с режиссером. Он был похоронен на Донском кладбище.



Ирина Гюне




 

Рекомендуем

Николай Римский-Корсаков и его музыкальное наследие
Брюс Ли: Маленький Дракон
Уловка - 22. Смех сквозь слезы
Ричард Роджерс. Начало эпохи хай-тек
«Галафест – как я провел лето». Обращение Лянки Грыу
Москва в стиле стрит-арт
Ираклий Андроников. Оратор в эпоху радио и кино
10 вещей, которые удивили меня в Танзании
Театр свободы в душной блокаде
Всё, что вы хотели знать об архитектуре ар деко, но боялись спросить