Партнеры Живи добром

«Божественная» карикатура Жана Эффеля

 

Выдающийся французский график и карикатурист Франсуа Лежен, работавший под псевдонимом Жан Эффель, родился 12 февраля 1908 года в Париже. Эффель с детства увлекался музыкой, живописью и философией. Его отец был коммерсантом и хотел, чтобы сын продолжил семейное дело, но Франсуа решил стать профессиональным художником.

После попыток стать драматургом и живописцем, он стал рисовать иллюстрации для нескольких французских журналов: «Le Rire», »Marianne», «Paris-Soir», «L'Os à moelle», «Le Canard enchaîné». Очень скоро он стал одним из самых востребованных иллюстраторов во Франции. Свои первые работы художник стал подписывать инициалами «Ф.Л.». Сочетание этих букв стало основой его псевдонима.

Жан Эффель

На протяжении четырёх десятилетий Эффель своими карикатурами документировал события международной и французской политической истории и не только. Он рисовал карикатуры на Муссолини, Франко, Гитлера, Лебрена, Бонне и других политических деятелей. Самые известные работы Эффеля – антифашистские карикатуры 1935 года и серия «Сотворение мира», которая была начата в1945 году.

 «Сотворение мира» – огромный юмористический цикл, который состоит из пяти книг: «Небо и Земля », «Растения и животные», «Человек», «Женщина» и «История Адама и Евы». Эти забавные, созданные художником-атеистом картинки, не оскорбили даже представителей церкви, находивших изображение бога на них весьма милым. На фоне яркой растительности и голубого неба Адам, Ева и Бог попадают в забавные ситуации и решают разные загадки.

Игра слов, ребусы, юмор в этих ярких и наивных по исполнению картинках сделали серию невероятно популярной. Пятитомник рисунков с подписями был переведён на 15 языков. А в 1965 году вышел полнометражный цветной анимированный мультфильм, созданный чешским режиссёром Эдвардом Хоффманом по мотивам карикатур «Сотворение мира».

 

 

Интересно заметить, что подпись, которой помечал свои рисунки Жан Эффель, напоминает маргаритку. Это отсылка к имени его жены Маргариты, с которой художник прожил всю свою жизнь.

В 1968 году карикатурист опубликовал небольшую брошюру «Проект для универсального письма». Много лет он мечтал создать универсальный язык письма, который был бы понятен представителям разных культур. В течение длительного времени Эффель собирал материалы: множество символов, встречающихся в повседневной жизни, в некоторых научных дисциплинах, в искусстве: геральдика, архитектурные символы, морские знаки, некоторые математические символы и прочие. Также была предпринята попытка генерирования слов и форм слов, основываясь на основном знаке.

Жан Эффель

Предисловие к брошюре написал брат карикатуриста Мишель Лежен, который являлся признанным специалистом в области языков Средиземноморья. Универсальный язык, создаваемый Жаном Эффелем, должен был стать объединяющим элементом для людей разных культур, способствовать за счёт своей простоты и лаконичности повышению грамотности в неблагополучных в этом смысле регионах, а также среди людей с ограниченными возможностями.

Эта пазиграфическая мечта оказалась непосильной для художника, несмотря на огромный проделанный им труд, и существует сейчас только в виде проекта. Подготовительные материалы и сама брошюра сейчас находятся в коллекции Библиотеки Дидро в Лионе.

Жан Эффель имел тесные взаимоотношения с СССР и Чехословакией. Среди наград художника – Золотая медаль Всемирного совета мира, Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами», орден Дружбы народов.

Жан Эффель

Интересно, что правда, передававшаяся Жаном Эффелем в его карикатурах, никогда не вызывала возмущения и агрессии, даже со стороны изображённых на них персон. Это происходило за счёт особого оптимистично-детского стиля образов.

Его простой стиль в сочетании с действительно острыми темами и яркими назидательными или по-доброму высмеивающими образами принесли Эффелю настоящую популярность у современников. Интерес к работам карикатуриста, а также к его неоконченному пазиграфическому проекту не исчезает и сегодня.

 

 

Ирина Гахова

 



 

Рекомендуем

Ив Сен-Лоран: «Балансируя между радостью и тоской, я принес свою жизнь в жертву творчеству»
Самый первый Чацкий – Василий Каратыгин
Архстояние 2016: Новый диалог с природой
С кем вы, мастера культуры?
Праздники в музее «Кижи»
Роботизированное материнство ("Дитя робота" реж. Грант Спьютор)
Сати Спивакова: «Человек стареет, когда перестаёт мечтать»
Фильм Элема Климова представит Россию на 74-м Венецианском кинофестивале в секции Venezia Classici
Кино. 10 лучших хорроров
Права актёров… Авторство или нищета?