Партнеры Живи добром

Диего Веласкес: «Никто кроме…»


Диего Веласкес, чей талант был заметен с малых лет, очень быстро (уже в 23 года) стал знаменит при дворе. Отличительной чертой его первых работ в жанре бодегонес, изображавших бытовые сцены с аллегорией на библейские сюжеты, был подчеркнутый реализм и свойственное Караваджо освещение – яркий луч света, озаряющий темный фон, что усиливало контраст. 


Диего Веласкес


Бескомпромиссная точность изображения натуры сыграли Веласкесу на руку: остановившись в доме королевского капеллана поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, художник написал его портрет, запечатлев скрываемую позирующим поэтом горечь, что прославило его среди столичной знати.  Портрет показали королю, и тот немедленно захотел позировать Веласкесу. Монарх, который и сам брал уроки живописи, по достоинству оценил талант мастера и обещал ему тоже, что Александр Македонский Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».


 Конечно же, сразу появились завистники, обвинявшие Веласкеса  в неумении рисовать что-то кроме «головы». Еще раз доказать свое мастерство Веласкесу удалось в соревновании с другими художниками Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди; победителю предоставлялось  право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. Эскиз Веласкеса занял первое место; картина украшала дворец до пожара 1734г. С той поры Веласкес стал придворным художником; теперь в его обязанности входило написание портретов королевской семьи и украшение покоев. Работая при дворе, художник создал также удивительную серию портретов шутов и карликов. Герои картин не выглядят униженными, все лишения они переносят со стойкостью и честью, главной чертой настоящего испанца.


1629г. и 1640-х годах по совету Рубенса, Веласкес посетил Италию, где работал с пейзажами и познакомился с творчеством итальянских художников, что, несомненно, отразилось на его стиле, ставшем более свободным, и колорите, отныне менее темном. Кроме того, неофициальной задачей Веласкеса было установление дипломатических контактов. В Ватикане художника благосклонно принял папа римский Иннокентий X и заказал свой портрет. Получив картину, точно отражающую неоднозначный характер папы – хитрость, жестокость, вместе с тем ум и решительность, папа воскликнул «Слишком правдиво!» и наградил художника золотой цепью и папской медалью.


Диего Веласкес


Портрет Иннокентия X открывает поздний этап творчества Веласкеса, когда он написал и ряд великолепных детских портретов, хранящих всю непосредственность и свежесть впечатлений от живой натуры, преображенной игрой светотени. Самая загадочная работа этого периода «Менины» (1656г.) По сей день искусствоведы спорят, что хотел изобразить мастер: групповой портрет королевского двора или себя. «Это не картина, а сама жизнь»,— писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье. «Менины» апофеоз творчество Веласкеса, оказавшие огромное влияние на развитие бытового жанра в живописи, как и «Пряхи» (1657г.). Последняя являет собой аллегорию на испанскую монархию и одновременно с тем аллюзию на сразу три античных мифа (о мойрах, Арахне и похищение Европы). 


Диего Веласкес "Венера с зеркалом"


Игра с античными сюжетами свойственна многим работам Веласкеса, например «Венере с зеркалом», на которой богиня изображена земной женщиной, чья красота не столь идеальна, как требовали каноны того времени. Такое ироничное изображение богини подчеркивает восхищение художника человеком, его земной красотой и достоинством.  

Незадолго до смерти  художник выполнял еще одну дипломатическую миссию: подготавливал декорации для свадьбы Людовика XIV и писал портрет невесты.  Несмотря на преклонный возраст, Веласкес привез портрет инфанты в Версаль сам, но, вернувшись на родину, скончался от лихорадки.

 

Диего Веласкес был похоронен  в церкви Иоанна Крестителя в Мадриде, но во время наполеоновских войн могилы были разрушены.



Рита Бережная


 

Рекомендуем

Это наш район ("Притяжение" реж. Ф. Бондарчук)
Обзор фестиваля OPEN LOOK 2017
«Премия за достижения». Какой день отмечают учёные 10 декабря?
«Патрики бегут»
XVIII New British Film Festival
Люди в клетке («Жена смотрителя зоопарка», реж. Ники Каро)
Фестивальный Франкфурт
В публичном доступе («Коммивояжер» реж. Асгар Фархади)
Детский инклюзивный фестиваль пройдет в Саду им. Баумана
FollowTheFabrika. Пятый этап