Партнеры Живи добром

Франсиско Гойя: история о настоящем испанском мачо


Говорят, однажды король Испании запретил своему придворному живописцу участвовать в дуэлях, что очень удивило последнего:


— Ваше величество, ведь дуэли для ваших подданных не запрещены.

— Да, — ответил король.

— Но отныне они запрещены только для вас.

— Почему же? — снова спросил художник.

— Потому что у меня много подданных и всего один Гойя, — ответил король.


Возможно, если бы не этот приказ, мир не увидел многих картин гениального живописца, с именем которого был связан ни один скандал в Испании. Рассказы о молодости Гойи во многом легендарны: в Сарагосе за ним охотилась инквизиция из-за оскорбления святыни дракой в праздничный день, в Мадриде Франсиско нашли на улице истекающим кровью с ножом противника в спине. Оказавшись в Италии, Гойя совершил дерзкий налет на женский монастырь в Риме, желая выкрасть оттуда красавицу-итальянку. За этим последовала дуэль, в которой Гойя одержал победу, и любовная связь с похищенной.


Франсиско Гойя-автопортрет


При этом, несмотря на разгульный образ жизни, Франсиско Гойя (1746-1828) с детства проявлял талант в живописи и стремление учиться. Как-то раз малыш Гойя, сын бедного позолотчика алтарей из Сарагосы, нарисовал на стене своего дома свинью. Проходивший мимо незнакомец разглядел подлинный талант в детском наброске и посоветовал мальчику учиться. Так, юноша был определен в 1760 году учеником сарагосского живописца и «ревизора благочестия» Святой инквизиции Хосе Лусано Мартинеса и провел в его мастерской 6 лет. Свой первый официальный заказ, раку для хранения мощей, Франсиско получил именно в эти годы от местной приходской церкви. В 1764 и 1766 годах Франсиско пытался поступить в Академию Сан-Фернандо в Мадриде, но безуспешно. Не отчаявшись, молодой художник стал учеником придворного живописца Франсиско Байе.


В 1771 г. Гойя побывал в Италии на конкурсе в Пармской академии и был удостоен второй премии за картину «Ганнибал, взирающий с высот Альп на итальянские земли». Вернувшись на родину, живописец создавал гобелены для Королевской мануфактуры по рекомендации Байе. Картоны Гойи, изображавшие уличные сценки, празднества, игры городской молодежи, отличались богатством фантазии, оригинальностью и красочностью. 


Байе познакомил Гойю со своей сестрой Жозефой, которую живописец, пользовавшийся успехом у женщин, без труда соблазнил. В 1773 г. художник был вынужден жениться на сестре своего учителя, бывшей на пятом месяце беременности. Впрочем, этот брак оказался крайне выгодным для живописца: в 1780 году его единогласно избрали членом Королевской академии искусств, в 1785 году он стал ее вице-директором, получил покровительство самых влиятельных аристократов Испании. Познакомившись с прекрасными герцогинями, Гойя вскоре забыл о своей жене (художник написал всего лишь один портрет своей супруги). В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Один из современников написал о ней так: "Нет в мире более прекрасной женщины... Когда она идет по улице, все смотрят только на нее. Даже дети перестают играть, чтобы полюбоваться ею". 


герцогиня Альба


Гойя писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них –  Маха обнажённая (1797г.) и Маха одетая (1802 г.). Искусствоведы говорят, что эти полотна «отличаются блеском в живописи, почти лихорадочной, стремительной точностью мазка и тонкой передачей красоты женского тела. 


Маха обнаженная (1797 г.)


Вместе с тем нельзя не отметить известной напряженности в чуть вызывающей позе, настороженности почти враждебного взора, особенно у обнаженной махи, что лишает ее образ той естественной и радостной свободы жизнеощущения, которая так характерна для женских образов эпохи Возрождения. Герцогиня оставила Гойе портреты, на которых была изображена обнаженной, написав на одном из них: «Хранить такое — просто безумие. Впрочем, каждому свое».


Маха одетая (1802 г.)


К 1792 г. Гойя потерял слух и многие годы провел в своем загородном доме “Кинто дель Сордо” (“Дом глухого”), где создал легендарные «Капричос» - серию из 83 офортов, суть которых выразил в собственных комментариях: «Мир – это маскарад. Все хотят казаться не тем, что они есть, все обманывают, и никто себя не знает». 


Гравюры иносказательно изобличают пороки общества. При этом чтобы избежать суда инквизиции, Гойя, уже поднаторевший в придворных интригах, под откровенно издевательскими гравюрами с изображением правителей и представителей церкви сделал благочестивые подписи. В то время как церковь разбиралась чему верить, живописец совершил ход конем и подарил «Капричос» королю.


Капричос Капричос


Вскоре после смерти жены в 1812 г. и изгнания друзей за пределы Испании, Гойя остался один и переехал во Францию, где умер на 83-ем году жизни от паралича. Гойя работал до последнего дня. «Мне не хватает здоровья и зрения, и только воля поддерживает меня», - писал он друзьям. Незадолго до смерти живописец нарисовал старика на костылях и подписал рисунок: «Я все еще учусь».


Гениальный художник опередил свое время, его творчество оказало влияние на импрессионистов, в частности Мане, и предвосхитило рождение сюрреализма.



Рита Бережная



 

Рекомендуем

Глеб Панфилов. История одного упрямца
World Corporate Golf Challenge
Семен Гудзенко. Поэт из «далекой провинции Войны»
Красота против отчаянья ("Призрачная красота" реж. Дэвид Фрэнкел)
40-й ММКФ. Конкурс. "Неаполь под пеленой" Ферзана Озпетека
Александр Жигалкин: "Всю жизнь занимаюсь любимым делом!"
Патриот или умалишенный: Петр Чаадаев
В «Доме А.Ф.Лосева» вспоминают легенду «Серебряного века» поэтессу Черубину де Габриак
Комарово. Дачники столетие назад
Wild Wild West – Что мы знаем о гении аранжировки?