Партнеры Живи добром

Франсиско Гойя: история о настоящем испанском мачо


Говорят, однажды король Испании запретил своему придворному живописцу участвовать в дуэлях, что очень удивило последнего:


— Ваше величество, ведь дуэли для ваших подданных не запрещены.

— Да, — ответил король.

— Но отныне они запрещены только для вас.

— Почему же? — снова спросил художник.

— Потому что у меня много подданных и всего один Гойя, — ответил король.


Возможно, если бы не этот приказ, мир не увидел многих картин гениального живописца, с именем которого был связан ни один скандал в Испании. Рассказы о молодости Гойи во многом легендарны: в Сарагосе за ним охотилась инквизиция из-за оскорбления святыни дракой в праздничный день, в Мадриде Франсиско нашли на улице истекающим кровью с ножом противника в спине. Оказавшись в Италии, Гойя совершил дерзкий налет на женский монастырь в Риме, желая выкрасть оттуда красавицу-итальянку. За этим последовала дуэль, в которой Гойя одержал победу, и любовная связь с похищенной.


Франсиско Гойя-автопортрет


При этом, несмотря на разгульный образ жизни, Франсиско Гойя (1746-1828) с детства проявлял талант в живописи и стремление учиться. Как-то раз малыш Гойя, сын бедного позолотчика алтарей из Сарагосы, нарисовал на стене своего дома свинью. Проходивший мимо незнакомец разглядел подлинный талант в детском наброске и посоветовал мальчику учиться. Так, юноша был определен в 1760 году учеником сарагосского живописца и «ревизора благочестия» Святой инквизиции Хосе Лусано Мартинеса и провел в его мастерской 6 лет. Свой первый официальный заказ, раку для хранения мощей, Франсиско получил именно в эти годы от местной приходской церкви. В 1764 и 1766 годах Франсиско пытался поступить в Академию Сан-Фернандо в Мадриде, но безуспешно. Не отчаявшись, молодой художник стал учеником придворного живописца Франсиско Байе.


В 1771 г. Гойя побывал в Италии на конкурсе в Пармской академии и был удостоен второй премии за картину «Ганнибал, взирающий с высот Альп на итальянские земли». Вернувшись на родину, живописец создавал гобелены для Королевской мануфактуры по рекомендации Байе. Картоны Гойи, изображавшие уличные сценки, празднества, игры городской молодежи, отличались богатством фантазии, оригинальностью и красочностью. 


Байе познакомил Гойю со своей сестрой Жозефой, которую живописец, пользовавшийся успехом у женщин, без труда соблазнил. В 1773 г. художник был вынужден жениться на сестре своего учителя, бывшей на пятом месяце беременности. Впрочем, этот брак оказался крайне выгодным для живописца: в 1780 году его единогласно избрали членом Королевской академии искусств, в 1785 году он стал ее вице-директором, получил покровительство самых влиятельных аристократов Испании. Познакомившись с прекрасными герцогинями, Гойя вскоре забыл о своей жене (художник написал всего лишь один портрет своей супруги). В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Один из современников написал о ней так: "Нет в мире более прекрасной женщины... Когда она идет по улице, все смотрят только на нее. Даже дети перестают играть, чтобы полюбоваться ею". 


герцогиня Альба


Гойя писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них –  Маха обнажённая (1797г.) и Маха одетая (1802 г.). Искусствоведы говорят, что эти полотна «отличаются блеском в живописи, почти лихорадочной, стремительной точностью мазка и тонкой передачей красоты женского тела. 


Маха обнаженная (1797 г.)


Вместе с тем нельзя не отметить известной напряженности в чуть вызывающей позе, настороженности почти враждебного взора, особенно у обнаженной махи, что лишает ее образ той естественной и радостной свободы жизнеощущения, которая так характерна для женских образов эпохи Возрождения. Герцогиня оставила Гойе портреты, на которых была изображена обнаженной, написав на одном из них: «Хранить такое — просто безумие. Впрочем, каждому свое».


Маха одетая (1802 г.)


К 1792 г. Гойя потерял слух и многие годы провел в своем загородном доме “Кинто дель Сордо” (“Дом глухого”), где создал легендарные «Капричос» - серию из 83 офортов, суть которых выразил в собственных комментариях: «Мир – это маскарад. Все хотят казаться не тем, что они есть, все обманывают, и никто себя не знает». 


Гравюры иносказательно изобличают пороки общества. При этом чтобы избежать суда инквизиции, Гойя, уже поднаторевший в придворных интригах, под откровенно издевательскими гравюрами с изображением правителей и представителей церкви сделал благочестивые подписи. В то время как церковь разбиралась чему верить, живописец совершил ход конем и подарил «Капричос» королю.


Капричос Капричос


Вскоре после смерти жены в 1812 г. и изгнания друзей за пределы Испании, Гойя остался один и переехал во Францию, где умер на 83-ем году жизни от паралича. Гойя работал до последнего дня. «Мне не хватает здоровья и зрения, и только воля поддерживает меня», - писал он друзьям. Незадолго до смерти живописец нарисовал старика на костылях и подписал рисунок: «Я все еще учусь».


Гениальный художник опередил свое время, его творчество оказало влияние на импрессионистов, в частности Мане, и предвосхитило рождение сюрреализма.



Рита Бережная



 

Рекомендуем

It's not the waking, it's the rising: новый альбом Hozier «Wasteland, Baby!»
Нравственный выбор в романах Стендаля
Жорж Санд: «Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь»
Непристойный Пьетро Аретино
"Многослойность". Даниил Шавырин
Разносторонняя жизнь актрисы театра и кино Маргарет Локвуд
Кровавый пейнтбол («Перестрелка», реж. Бен Уитли)
ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ СЕЗОН MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA
Выставка «Красавец мужчина»: русские модники и их украшения
Фрунзик Мкртчян. «Взрослый ребёнок»