Партнеры Живи добром

Денис Фонвизин. Автор высмеивает, читатель смеётся


Литература несет в себе множество разнообразных мыслей, чувств и форм. Но по содержанию каждое художественное произведение, как известно, делится всего на три вида: драму, трагедию и комедию. И если драма и трагедия несет в себе отрицательный и довольно похожий исход, то комедия предлагает читателям испытать абсолютно противоположные эмоции – от тихого «хихиканья» до громкой истерики.

Успех любого творчества зависит от конструктивной критики. В девятнадцатом веке самой желаемой оценкой литературного произведения было внимание Белинского — именно по его мнению прародителем русской классической комедии стал Денис Иванович Фонвизин – автор самой известной комедийной пьесы «Недоросль». 

В пьесе ярко выделены главные черты классицизма – борьба черного и белого. В лучших традициях классических произведений такое противоборство не просто присутствует, но и возводится в абсолютную степень. Но автор не останавливается на желании просто показать все недостатки, которые он видел в окружающем его обществе.

1.jpg

Фонвизин выбирает сатирический путь для освещения этих проблем. Писатель высмеивает пороки и невежества своих героев, а именно своего общества. Денис Иванович использует говорящие фамилии и абсурдные образы, чтобы показать читателям, как сам автор видит сложившуюся ситуацию.

С первого взгляда могло бы показаться, что комедия смешна лишь манерой подачи – забавные реплики, брань Простаковой, «деликатное сложение» Митрофана, любовь к хлеву со свиньями и прочее. Конечно, смешно видеть преувеличенный образ невежды Митрофана: его любовь к пяти булочкам по утрам и ненависть к орфографии.

Однако весь комизм пьесы кроется глубоко внутри: невежество, стремящееся к образованности, жадность, претворяющаяся великодушием и жестокая грубость, спрятанная мнимой любезностью. Нелепость и абсурдность выстроенных образов сначала приводит читателя в смятение, а потом заставляет его смеяться над глупостью и необразованностью, казалось бы, таких успешных людей.

4.jpg

Но классицизм не мог бы обойтись без вечной борьбы добра и зла. И «Недоросль» не смогла обойти этот устоявшийся закон – семья Простаковых, обитель глупости и жестокости, пытается всеми силами выбраться в счастливый мир благородных и образованных людей.

По мысли драматурга, крепостное право – бедствие для самих помещиков. Ведь привычная для них манера общения переходит на родных, близких людей. Эта черта прослеживается в Простаковой, которая без стеснения бранит своего брата самыми непривлекательными выражениями.

Скотинин, в свою очередь, не отстает от сестры и полностью оправдывает говорящую фамилию – печется лишь о благополучии и обеспеченности собственной жизни. Митрофан, конечно, так же похож на своих родственников, как они на него – в его глупости читатель найдет для себя много смешного и нелепого.

2.jpg

В конце комедии добро, разумеется, побеждает зло. И положительным героям, в конце концов, становится просто жалко эту горстку невежественных «недорослей».

Наполняющие фрагменты, словно кусочки одного целого, дополняют друг другу и дают читателю право искренне засмеяться над происходящим в пьесе безобразием. Фонвизин показывает общество так, как он сам видит его, оголяя все недостатки, ошибки, несправедливости, выставляя их в такой манере фарса и гротеска.

Именно в такой манере, по мнению автора, читатель сможет без стеснения заглянуть на изнаночную сторону тех вещей, которые обычно показаны лишь снаружи. Пока автор высмеивает, читатель будет смеяться. Однако, отбросив абсурдность и нелепость ситуаций, сатирическую манеру изложения, невольно можно задуматься – была ли эта пьеса комедией для самого Фонвизина? Может, он видел в ней настоящую трагедию девятнадцатого века?


Рытикова Кристина



 

Рекомендуем

XV Международный Фестиваль «Кремль Музыкальный имени Николая Петрова» под руководством Дмитрия Когана
XIX Международный фестиваль современного танца OPEN LOOK 2017
Литературная игра Ника Перумова
Почему они убивают? «Макабра Долороса, или Ревия Дада в 14 песнях с монологами» на фестивале Solo
Кавалер Прекрасной Дамы. Александр Блок
«Мастер фотографического реализма» Дэвид Беласко
Кино. Ян Шванкмайер - пражский экспериментатор
Повороты судьбы в жизни Петра Фоменко
Мастер «интимного пейзажа» – Василий Поленов
Юлиан Семенов – подчиненный призванию