Партнеры Живи добром

Искусство и масс-маркет


В 21-м веке искусство отчетливо приобретает коммерческий облик, теряя смысл самого художественного акта. Если раньше произведения художников играли религиозную, художественную или просветительскую роль, если произведения многих художников были настолько великими, что их понимание приходило после смерти автора, то теперь все изменилось. Стоит обратить внимание на работы Яна Вермеера и Винсента Ван Гога. Произведения этих художников не стали известными при жизни: Ван Гог продал всего одну картину – «Красные виноградники в Арле», Вермеер умер от депрессии, которая предположительно началась из-за финансовых трудностей. Лишь в XIX веке благодаря художественному критику Этьену Теофилю Торе работы Вермеера получили известность. Выставки произведений Ван Гога устраивал брат Тео, а после его смерти – жена брата Джоанна.

Что касается современного искусства, то оно скорее направленно на получение прибыли. Известный пример – Войцех Бабски. Современный польский художник с успехом продает свои картины частным коллекционерам. Бесспорно, финансовый характер искусство носило и ранее. Например, Микеланджело Меризи да Караваджо писал картины, которые принесли ему успех и, следовательно, прибыль.

Прибыльным становится и внедрение произведений искусства в массовое производство. Сейчас никого не удивить футболками с портретом Моны Лизы. В обществе, которое готово потреблять, это считается нормальным. Нередко саму Мону Лизу переделывают под рок-звезду, дорисовывая татуировки и прикрепляя значки на сумку. Более устрашающим выглядит замена ее облика на облик гориллы.


Искусство и масс-маркет


Современная мода не оставила без внимания и работы Казимира Малевича: «Женщина с граблями», «На сенокосе», «Черный квадрат» – блокнотами с его произведениями забиты полки книжных магазинов.

К сожалению, современная тенденция направленна именно на это – получить как можно больше денег. К чему это все ведет? К разнообразию в искусстве, стремлению больше создавать, популяризировать, получать выгоду. Художник перестает нуждаться в понимании творения, ценностей, которые несет произведение. Однако мода на искусство меняется также быстро, как и на имидж. Появление нового течения неизменно быстро сменяет старое, художник, бывший на пике популярности, стремительно оказывается ненужным массам. Масс-маркет неизбежно наполняется новыми идеями.

В продаже можно увидеть футболки с перекрашенными изображенными на картине предметами. Например, можно увидеть картину Рене Магритта «Сын человеческий», где яблоко из зеленого превращается в красное. Однако некоторые смело используют картину и без изменений, например, в качестве баннера на строящийся дом или для рекламного объявления. Такое отношение к искусству меняет мнение общества к произведениям – из великих они превращаются в обиходные. Более того, человек может не знать, что у него на футболке, блокноте или книге произведение искусства.


Искусство и масс-маркет


Что же в таких случаях происходит с самим искусством? Оно беднеет, обесценивается. Если бы написание великих картин и появление масс-маркета совпали, искусство не потеряло бы своей важности. Однако для этого должны быть соответствующие условия. Например, наличие общего врага, идеологические установки, религия. Например, если бы в период оттепели появилась картина, связанная с развенчанием культа личности Сталина и была использована в масс-маркете, это послужило бы сплочению народа.

В тоже время нельзя однозначно сказать, что думают современные художники о масс-маркете. Художников много, а цели разные. Кто-то делает настоящее искусство и отказывается от направленности на массовость, а кто-то просто получает деньги, разрешая рынку продавать свои произведения. В любом случае это дело каждого – писать картины для искусства или для масс, художник сам определяет свои цели.


Марина Нагорная


 

Рекомендуем

Фильм недели. «Клеопатра» 1963 год
40-й ММКФ. Конкурс. "Гаспар едет на свадьбу" Антони Кордье
Медина, пляжи, Сен-Лоран, или Кое-что о Марокко
Пропасть Пустыни («Дюна», реж. Дени Вильнёв)
В Крыму впервые пройдёт выставка петербургского фотографа Станислава Левшина
Да будет свет («Война токов» реж. Альфонсо Гомез-Рехон)
Ночь искусств в музее «Кижи»
Великий и Всемогущий Роу: страна волшебного кино
Наталия Бессмертнова: от «Младшей Музы» до главной примы
Соседство с закрытыми глазами: одна страна, две национальности