Партнеры Живи добром

«На Дону Бога нет» («Дорогие товарищи!», реж. Андрей Кончаловский)


"Дорогие товарищи!". Источник: The Walt Disney Company Russia.



1 июня 1962 года в стране победившего социализма произошло нечто неслыханное: на заводе Новочеркасского электровозостроительного завода им. Будённого раздался гудок, призывающий ко всеобщей забастовке. К ужасу заводского руководства и местных партийных начальников на следующий день советские граждане вышли на улицы со стихийным митингом, неся в руках портреты Ленина и Сталина, а ещё используя самодельные плакаты с лозунгами вроде «Хрущёва – на колбасу!». Ночью того же дня в город была введена армия. 2 июня толпа рабочих и примкнувших к ним жителей пошла к зданию горкома с требованием снизить цены на продукты и желая узнать, почему рабочим снизили зарплату лично у прибывших в город членов Политбюро ЦК КПСС Анастаса Микояна и Фрола Козлова. Такой возможности людям не дали: по толпе открыли огонь на поражение, и до сих пор неясно, было это сделано по прямому приказу сверху или же произошло из-за трагической случайности. Только по официальным данным (приблизительным) 26 человек было убито на месте, 87 – ранено. Волнения в городе продолжились и на следующий день, вместе с ними начались массовые аресты и задержания. Однако уже 4 июня предприятия Новочеркасска продолжили свою работу, как будто ничего и не было. 6 июня введённый комендантский час был отменён, а войска вывели из города. 


После серии закрытых судебных процессов семеро участников демонстрации были расстреляны, около 250-ти арестовано, более ста получили тюремные сроки до 15 лет лишения свободы. С жителей города была взята подписка о неразглашении, хотя кое-какие смутные слухи о том, что же произошло, всё-таки распространялись по территории Советского Союза.  Вплоть до Перестройки информация о том, что происходило в Новочеркасске с 1 по 3 июня 1962 года была засекречена и только после распада СССР стала достоянием широкой общественности.  В 1992 году против Хрущёва и его помощников, виновных в гибели двух с лишним десятков людей и ещё  в паре сотен поломанных судеб, было возбуждено уголовное дело. Но никого из бывшего руководства уже несуществующей страны к тому моменту не осталось в живых.


"Дорогие товарищи!". Источник: The Walt Disney Company Russia.


Так что в «Дорогих товарищах» вопрос «кто виноват» так или иначе повисает в воздухе, но, к счастью, им одним новый фильм Кончаловского не исчерпывается. В 2020 году уже можно наконец посмотреть на трагические события шестидесятилетней давности с достаточной дистанции и через другую оптику – что называется, «подняться над схваткой». И, может быть, главное достоинство «Дорогих товарищей» как раз в том, что весь пресловутый гуманизм и отчетливый публицистический пафос здесь растворены в выразительной и отточенной эстетике, и одно уравновешивается другим. При этом академическое, изысканное ретро-ч/б оператора Андрея Найдёнова, без остатка заполняющее почти квадратный кадр, служит сразу нескольким целям, и главная из них – избежать даже малейшего эффекта приукрашивания советского прошлого. А ещё – наглядно отделить пространство фильма от сегодняшнего дня и в то же время поставить вне времени. Неслучайно в представлении Кончаловского (во многом справедливом), который в 1962 году уже жил и даже делал кино, для сегодняшних молодых людей Хрущёв и Советский Союз – это какие-то почти античные времена. Тем более, что и идея картины, по его словам, окончательно оформилась в ходе постановки «Эдипа в Колоне» Софокла в одном из итальянских театров.


"Дорогие товарищи!". Источник: The Walt Disney Company Russia.


И параллели между античной трагедией и «Дорогими товарищами» не объявишь надуманными. Дело тут даже не в том, что главная героиня – истовая коммунистка Людмила Сёмина, чьими глазами мы смотрим этот кровавый исторический спектакль, – сыграна уроженкой Новочеркасска Юлией Высоцкой, уже примерявшей на себя образ Антигоны на сцене. А в том, что механизмы подавления толпы советской тоталитарной машиной Кончаловский возводит в ранг рока. События в его фильме развиваются стремительно и неотвратимо, почти что сами собой  – так, будто их исход предрешен заранее. А нерешительные местные чиновники оказываются совершенно бессильны перед стихией народного гнева. В конце концов, и тела убитых (это реальный исторический факт) действительно были похоронены в чужих могилах на разных кладбищах в окрестностях города – и вы ещё спрашиваете, причём здесь Этеокл и Полиник?


Но метафорические обобщения полностью оправданы, и художественное здесь вырастает из документального так естественно, что почти не видно зазора. Сценарий, написанный Кончаловским вместе с его постоянным соавтором Еленой Киселёвой, одинаково убедительно вбирает в себя стенограммы реальных партсобраний (некоторые куски из них в кадре воспроизводятся буквально дословно), факты из журналистских расследований и свидетельства очевидцев. Отчасти Кончаловский пользуется методом художественно-исторической реконструкции, местами даже позволяя себе что-то вроде чистого вербатима (театральность «Дорогих товарищей», конечно, тоже несомненна). Но главное – все его герои говорят на восхитительно живом, сочном и ярком языке, как следует удобренном бюрократическим канцеляриатом и откровенными советизмами вроде «недостаточно поняли необходимость» или «пропустили, не разъяснили, не донесли». Эти изумительные кондовые формулировки добавляют всему происходящему необходимую долю абсурда, но в Ионеско Кончаловский, естественно, играть не собирается. Несмотря на все вольности художественной интерпретации и частые музыкальные контрапункты (за кадром звучат «Весенний марш» Дунаевского, «Рула-тэ» и даже советский гимн) фильм до последнего остается на территории условного «исторического реализма» и в основном строго придерживается проверенных фактов.


"Дорогие товарищи!". Источник: The Walt Disney Company Russia.


Поэтому на несколько незначительных исторических неточностей (вроде упоминания ещё не существовавшего в 1962 году Бангладеша) легко можно закрыть глаза. Ведь в «Дорогих товарищах» есть главное – живой нерв, «воздух эпохи» и художественная правда. Кончаловский мастерски работает с массовкой (в кадре много современных жителей Новочеркасска), актёры на втором плане один фактурнее другого, и все лица подобраны так, чтобы ни у кого не возникало сомнений в том, что перед нами советские люди 60-х годов. Но главный зрительский аттракцион – это, конечно, непрофессиональный актёр Сергей Эрлиш в образе отца главной героини, донского казака, который ни секунды не скрывает своего презрения к советской власти и трепетно хранит у себя в сундуке Казанскую икону Божией Матери, завернутую в царский китель с лампасами. Уж кто-то, а он может кое-что порассказать своей забывшейся «доче» (а заодно и зрителю) о настоящих ужасах Гражданской Войны на Дону – исторически бунтарском регионе ещё с достославных времён Стеньки Разина.


Однако ни красочной массовке, ни даже отцу–казаку не удаётся сбить фокус с противоречивой главной героини, которая совершенно искренне верит в социализм и линию партии, но при этом без зазрения совести получает дефицитный продуктовый спецпаёк из-под полы. И главное – не видит в этом никаких противоречий. Людмила в «Дорогих товарищах» выступает в качестве образцового человека «советской закалки», носителя уникального советского сознания «двойных стандартов». Она прошла войну, в одиночку вырастила дочку Светку (Юлия Бурова) и убеждена, что корень всех бед – в том, что Сталина год назад «выкинули» из Мавзолея. Как хороший драматург, Кончаловский понимает, что за трансформацией такого персонажа наблюдать интереснее всего – и в тот момент когда улицы Новочеркасска наполнятся трупами расстрелянных, Людмила уже не будет думать о привлечении недобросовестных зачинщиков забастовки к высшей мере, а подобно обезумевшей волчице (ещё одна предельно доходчивая метафора фильма) станет метаться по всему городу в поисках пропавшей дочери. И ей повезёт, потому что в рядах КГБ неожиданно найдется «хороший» и сочувствующий человек, который сможет помочь.


"Дорогие товарищи!". Источник: The Walt Disney Company Russia.


И всё-таки, несмотря на некоторую непрояснённость авторской позиции, как художественное кино «Дорогие товарищи!» работают на ура. Как актуальное социально-политическое высказывание и вовсе бьют наотмашь, особенно удачно выйдя в прокат как раз в год масштабных уличных протестов в Хабаровске, Беларуси и США. В России же, где у государства, грубо говоря, до сих пор остаётся привычка из всех заслуг Советского Союза вспоминать исключительно Великую Отечественную войну и умело закрывать глаза на всё остальное, фильм Кончаловского, снятый на деньги Алишера Усманова, «России-1» и Министерства Культуры, смотрится даже как-то вызывающе. А наблюдая за тем, как чёрно-белые поливальные машины смывают следы запекшейся тёмной крови с городской площади, после чего на ней кладут новый асфальт, чтобы вечером устроить танцы, поневоле задумаешься, успело ли что-то измениться за неполные шестьдесят лет. «Сталина вернуть бы… Без него никак… Не справимся…» Ведь правда?



«Дорогие товарищи!» – в онлайн-кинотеатрах с 14 января.


Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Музей-заповедник «Бородинское поле»
Из Италии с искусством: 4 апреля стартует фестиваль N.I.C.E.
Испанцы в космосе ( "Орбита 9" реж. Хатем Храиче)
WELCOME TO THE 8th EDITION OF THE SCL FESTIVAL VIENNA!
Ничто не может сломить человека («Сильнее» реж. Дэвид Гордон Грин)
Королевство Большого театра
«Таврический» online
IV Всероссийский фестиваль «МОНОfest-2017»
Полвека истории под именем «Маяк»
Юбилейный вечер Эмилии Москвитиной