Партнеры Живи добром

Жан Тэнгли и его кинетическое искусство


Жана Тэнгли, скульптора из Швейцарии, называли «создателем мечтающих машин», «мастером поломок, сомнения и случайности». Жена прозвала его «Мета-Тэнгли» за добавление приставки «мета» ко всем его творениям, а в народе он был известен как «художник-демократ», за то, что предпочитал выставлять свои работы в публичных местах, таких как парки, дворы, больницы, музеи, вокзалы, а не хранить в частных коллекциях.

тэнгли.jpg

Тэнгли считается одним из основоположников кинетического искусства, наряду с Николя Шеффера, Хулио Ле Парка, Наумом Габо и другими. Кинетизм, как направление, ставит в приоритет эффекты движения. Также скульптор является приверженцем Хеппенинга – импровизации без четкого сценария и кого-либо контроля. Выходцу из обычной рабочей семьи удалось привнести в искусство движение, успешно соединить его с объектами широкого потребления, звуком, саморазрушением и зрелищностью.

 Будущий творец уникальных машин родился во Фрибурге 22 мая 1925 года. Провел детство в Базеле. Посещал там Школу изящных искусств и, одновременно, некоторое время работал помощником декоратора, оформителем витрин. После поездки в Париж увлекается дадаизмом, авангардистским течением, лично знакомится с Константином Бранкузи и Ивом Кляйном, новаторами художественного мира.

На творчество Тэнгли значительное влияние оказали его детские противоречивые впечатления от Второй мировой войны и от ежегодных красочных Базельских карнавалов. Отсюда ощущение безысходности и мрака от некоторых его механизмов и яркость и затейливость многих других работ. Также скульптор был вдохновлен мобилями Александра Колдера, но при описании своих конструкций Тэнгли не применял термин «мобиль», заменив его приставкой «мета».

С начала 1950-х годов мастер импровизации начинает экспериментировать с живописью: создает движущиеся картины Мета-Малевич и Мета-Кандинский. Ему принадлежит идея и воплощение движущихся рисующих машин, самостоятельно создающих произведения искусства, разрушающих и саморазрушающих машин. Такова, например, огромнейшая металлическая конструкция «Оммаж Нью-Йорку», которая величественно рассыпалась на глазах у толпы во дворе Музея современного искусства в Нью-Йорке в 1960 году. Со временем механизмы Тэнгли становятся все объемнее, для их создания и сборки привлекаются все большее количество специалистов.

Одна из известнейших работ Тэнгли, вызвавшая в свое время огромный резонанс, но, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней, это скульптура под названием «Она» – фигура лежащей женщины огромных размеров, с отверстием между ног, внутри которой находились галерея, кинотеатр, бар и планетарий.

Самые знаменитые работы швейцарского скульптора, которые могут оценить современники, – это Фонтан Стравинского и монумент «Циклоп». Фонтан расположен рядом с Центром Помпиду в Париже. Он представляет собой 16 ярких скульптур, двигающихся под музыку русского композитора.

Фонтан Стравинского.jpg

Голова Циклопа представляет собой целый музей в лесу Фонтебло, также во Франции. Поверхность монстра сделана почти полностью из стекла, а внутри головы работают разнообразные механизмы.

Тэнгли был участником движения «Новый реализм», основу которого составляет лирическая переработка городской реальности, соединение искусства и окружающего мира. Все свои творения мастер создавал из металлолома и промышленного мусора, из игрушек, перьев, костей и черепов животных, волос и других похожих элементов.

Личная жизнь новатора художественного мира тоже была уникальна и беспорядочна, как и его машины. Несколько лет на взлете своей карьеры Тэнгли был женат на художниц Эве Эппли. Безумно любил её и прощал измены. В 1956 году начинающий скульптор знакомится с художницей Ники де Сен-Фалль, любовью всей своей жизни, с которой они будут работать вместе до самой смерти Тэнгли, хотя последние 5 лет он проживет с другой художницей – Миленой Палакаркиной. Видимо, увлеченные творческие спутницы вдохновляли мастера на созидательную деятельность.

Жан Тэнгли умирает 30 августа 1991 года в возрасте 66 лет.

Через 5 лет после смерти в Базеле был открыт Музей Тэнгли. Основой экспозиции стали около 50 скульптур, переданных вдовой мастера .

Тэнгли получил признание своего таланта еще при жизни, имел много наград, но и в современном мире его работы также актуальны. Они привлекают и захватывают своими идеями как ценителя, так и неискушенного зрителя.


Мария Игумнова




 

Рекомендуем

Роботы не то, чем кажутся («Апгрейд» реж. Ли Уоннелл)
"Billionaire Italian Couture"-элитарность в деталях
«Настоящий балет» Юрия Григоровича
Московский театр "Et Cetera"
Чингиз Айтматов. Лицо советского востока
Михаил Ломоносов. Универсальный человек
«Ушедший караван». Концерт классической иранской музыки
Новогодний подарок от Анатоля Франса
Руфино Тамайо — наследник древних традиций
Александр Столпер. Душой среди огня