Партнеры Живи добром

Жан Тэнгли и его кинетическое искусство


Жана Тэнгли, скульптора из Швейцарии, называли «создателем мечтающих машин», «мастером поломок, сомнения и случайности». Жена прозвала его «Мета-Тэнгли» за добавление приставки «мета» ко всем его творениям, а в народе он был известен как «художник-демократ», за то, что предпочитал выставлять свои работы в публичных местах, таких как парки, дворы, больницы, музеи, вокзалы, а не хранить в частных коллекциях.

тэнгли.jpg

Тэнгли считается одним из основоположников кинетического искусства, наряду с Николя Шеффера, Хулио Ле Парка, Наумом Габо и другими. Кинетизм, как направление, ставит в приоритет эффекты движения. Также скульптор является приверженцем Хеппенинга – импровизации без четкого сценария и кого-либо контроля. Выходцу из обычной рабочей семьи удалось привнести в искусство движение, успешно соединить его с объектами широкого потребления, звуком, саморазрушением и зрелищностью.

 Будущий творец уникальных машин родился во Фрибурге 22 мая 1925 года. Провел детство в Базеле. Посещал там Школу изящных искусств и, одновременно, некоторое время работал помощником декоратора, оформителем витрин. После поездки в Париж увлекается дадаизмом, авангардистским течением, лично знакомится с Константином Бранкузи и Ивом Кляйном, новаторами художественного мира.

На творчество Тэнгли значительное влияние оказали его детские противоречивые впечатления от Второй мировой войны и от ежегодных красочных Базельских карнавалов. Отсюда ощущение безысходности и мрака от некоторых его механизмов и яркость и затейливость многих других работ. Также скульптор был вдохновлен мобилями Александра Колдера, но при описании своих конструкций Тэнгли не применял термин «мобиль», заменив его приставкой «мета».

С начала 1950-х годов мастер импровизации начинает экспериментировать с живописью: создает движущиеся картины Мета-Малевич и Мета-Кандинский. Ему принадлежит идея и воплощение движущихся рисующих машин, самостоятельно создающих произведения искусства, разрушающих и саморазрушающих машин. Такова, например, огромнейшая металлическая конструкция «Оммаж Нью-Йорку», которая величественно рассыпалась на глазах у толпы во дворе Музея современного искусства в Нью-Йорке в 1960 году. Со временем механизмы Тэнгли становятся все объемнее, для их создания и сборки привлекаются все большее количество специалистов.

Одна из известнейших работ Тэнгли, вызвавшая в свое время огромный резонанс, но, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней, это скульптура под названием «Она» – фигура лежащей женщины огромных размеров, с отверстием между ног, внутри которой находились галерея, кинотеатр, бар и планетарий.

Самые знаменитые работы швейцарского скульптора, которые могут оценить современники, – это Фонтан Стравинского и монумент «Циклоп». Фонтан расположен рядом с Центром Помпиду в Париже. Он представляет собой 16 ярких скульптур, двигающихся под музыку русского композитора.

Фонтан Стравинского.jpg

Голова Циклопа представляет собой целый музей в лесу Фонтебло, также во Франции. Поверхность монстра сделана почти полностью из стекла, а внутри головы работают разнообразные механизмы.

Тэнгли был участником движения «Новый реализм», основу которого составляет лирическая переработка городской реальности, соединение искусства и окружающего мира. Все свои творения мастер создавал из металлолома и промышленного мусора, из игрушек, перьев, костей и черепов животных, волос и других похожих элементов.

Личная жизнь новатора художественного мира тоже была уникальна и беспорядочна, как и его машины. Несколько лет на взлете своей карьеры Тэнгли был женат на художниц Эве Эппли. Безумно любил её и прощал измены. В 1956 году начинающий скульптор знакомится с художницей Ники де Сен-Фалль, любовью всей своей жизни, с которой они будут работать вместе до самой смерти Тэнгли, хотя последние 5 лет он проживет с другой художницей – Миленой Палакаркиной. Видимо, увлеченные творческие спутницы вдохновляли мастера на созидательную деятельность.

Жан Тэнгли умирает 30 августа 1991 года в возрасте 66 лет.

Через 5 лет после смерти в Базеле был открыт Музей Тэнгли. Основой экспозиции стали около 50 скульптур, переданных вдовой мастера .

Тэнгли получил признание своего таланта еще при жизни, имел много наград, но и в современном мире его работы также актуальны. Они привлекают и захватывают своими идеями как ценителя, так и неискушенного зрителя.


Мария Игумнова




 

Рекомендуем

23 февраля. Мужские подарки
VII Международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры»
Цвет эпохи: заметки к юбилею цветной фотографии
Айрис Чан – последняя жертва Нанкина
Классика декаданса Робера де Монтескью
Любовь и притворство («Союзники» реж. Роберт Земекис)
“Кто построил? Москва”. Цикл заметок об архитектуре
Что? Где? Когда? Куда пойти на этой неделе
Кино. Премьера. "Стартрек: бесконечность"
Праздничная Пасхальная Мистерия в стиле Cимфоджаз. Гала-концерт