Мастер современной японской гравюры Оно Тадасигэ
Своеобразие и очарование японской гравюры сложилось благодаря многим факторам. Это и японская эстетика по отношению к дереву как художественному материалу, к бумаге ручной работы, и сложившаяся практика использования японских и китайских водных красителей. В традиции японской гравюры получили развитие уникальные художественные инструменты, сложилось высокое мастерство в рамках местных профессиональных школ. Техника создания гравюры была заимствована из Китая более 11 веков назад (самые ранние гравюры датированы началом ХI века ). Вплоть до Х VII в. гравюра была монохромный и носила религиозный характер. В период Эдо (1603—1868) развитию тематики гравюры способствовало появление городских популярных историй и баллад. Техника цветной печати была изобретена в XVII в. Хисикавой Моронобу, он начал использовать розовый и зеленый пигменты для того, чтобы добиться большего разнообразия в гравюре. Следующим этапом развития колорита было творчество Харунобу Судзуки (1724-1770). Он печатал цветные гравюры с нескольких досок, чтобы добиться сложного цвета, и применял лучшие материалы своего времени. Результатом были непревзойденные по гармоничности цветовые сочетания и изящная линия. В гравюрах этого мастера присутствует тонкая работа с оттенками цвета; каждое произведение имеет свой собственный колорит, несущий эмоциональную нагрузку. С творчества Харунобу Судзуки начинается расцвет японской гравюры школы укиё-э. Ее "золотой век" приходится на конец XVIII - начало XIX вв., но уже к концу XIX в. система школ укиё-э переживает резкий упадок: частично из-за снижения уровня мастерства художников, частично из-за невозможности удовлетворить требования нового общества. В начале ХХ в. происходит переход от системы школ к системе творческих объединений, где мастеров объединяли лишь общие интересы и идеи, но при этом каждый шел по своему творческому пути. В гравюрах прослеживается увлечение японских художников европейской живописью, благодаря чему искусство японской гравюры обогатилось новыми идеями. Так, например, появляется новый подход к цветовому решению гравюр. Дело в том, что до ХХ в. цвет в гравюре имел вспомогательное значение, внимание к колориту уделялось наравне с линией и композицией; в целом же характер гравюры определял сюжет. С увлечением европейской живописью приходит интерес к форме, к выразительным средствам гравюры, тогда как сюжет отходит на второй план, он становится лишь поводом к разработке выразительных средств. В этот период каждый художник исследует собственные пластические задачи, и японская гравюра распадается на разные течения: одни мастера работают с монохромной гравюрой, другие больше внимания уделяют линии и силуэту, кто-то увлекается игрой черных и цветных пятен. Одним из самых ярких художников, занимавшимся проблемой колорита в ХХ веке, был Оно Тадасигэ. Он основал творческое объединение художников гравюры Zokeihangakokai . Участники этого объединения увлекались фовизмом, так как данное течение французской живописи совпадало с их интересом к яркому, непригашенному цвету как основному выразительному средству. Оно Тадасигэ разрабатывает эту технику во всей ее многогранности.
В одной из его самых ранних работ - "Цветение сакуры", художник использует традиционный японский мотив гор и сакуры, но трактует его по-новому. Интерес к цвету выражается в изучении взаимодействия ограниченного набора цветов. Важным моментом является работа с цветовыми нюансами, отражающими общее настроение картины, так как в случае использования только чистых спектральных цветов, работа с колоритом сводилась бы к шаблону. Оно Тадасигэ добиваетсяв картине не только сложного колорита, но и необыкновенной глубины цвета. Зеленые горы контрастируют с розовым небом, их светлый тон оттеняется бордовыми крышами и темными зданиями. Таким образом, он сочетает работу с цветом и работу с тоном, что характерно для гравюры ХХ в. В этой тенденции также отразилось влияние европейской живописи, так как для традиционной гравюры укиё-э не характерна работа со светотеневыми контрастами.
Оно Тадасигэ ищет наиболее яркий и выразительный цветовой контраст. В работе "Река" 1957 года он сочетает розовый и тепло-синийцвета. Наивысшее напряжение достигается сочетанием экспрессивной и жесткой синей линии и большой массы розового цвета. Л. Смитт отмечает, что в этой гравюре проявилась мощь Оно Тадасигэ как колориста. Он делает оттиск синего и розового поверх черного фона бумаги, чтобы создать сумеречную, неясную текстуру необычайной густоты, плотности и своеобразной «звучности». В работах 60-х годов отражен интерес художника к одному из самых сильных цветовых контрастов - взаимодействию красного и зеленого в различных вариациях. Как было упомянуто ранее, именно с введения этих цветов в гравюру Хисикавой Моронобу в XVII веке и началась работа с цветом в японской гравюре, следовательно, этот контраст уже несколько веков считался выразительным и интересным. Оно Тадасигэ исследует сочетания красного и зелёного цветов различного тона и плотности и влияние этих вариаций на эмоциональную окраску картины. Эти поиски нельзя назвать умозрительными и оторванными от жизни, так как художник, несомненно, использует колорит, присущий японской природе, выделяя и подчеркивая именно интересующий его эмоциональный аспект пейзажа.
Работа" Морские врата" отражает этот поиск и считается одной из самых удачных по колориту. Выразительность гравюры построена на контрасте розового и бирюзового цветов. Образ суровой природы раскрывается с помощью сопоставления трёх цветовых пятен: бирюзового неба, розовых гор и темно-коричневой воды. Экспрессивность сочетания розового и цвета морской волны подчеркнута динамичной композицией и энергичным ритмом линий. В этой работе больше всего заметно влияние идей живописи фовизма. Если гравюра "Река" лаконична и концептуальна, все выразительные средства сбалансированы, а замысел работы четко читается, то гравюра "Морские врата" является одной из самых экспрессивных и психологически напряженных работ этого автора. Обе работы объединяет использование силуэтов животных: кошка в гравюре "Река" и стая птиц в гравюре "Морские врата". Чёрные и взъерошенные, они еще больше усиливают тревогу, внутреннюю тоску, придавая пейзажу в целом ощущение чего-то мистического, зловещего.
Интересна работа Оно Тадасиге, где цвет выступает как единая сила. Смысловая нагрузка линий налагается на цветовой фон как бы отдельным аккордом, дополняющим цвет. Линии и полосы цвета перекликаются между собой, цвет приобретает наибольшую самостоятельность, которой он был лишен ранее. В традиционной японской гравюре каждое цветное пятно занимает свое собственное место, ограниченное линией, здесь же эти выразительные средства получают автономность и развиваются по-своему. В этой работе идеи Оно Тадасигэ в большей степени приближаются к творческому поиску европейских художников в области пластической выразительности взаимодействия отдельных элементов изображения: точек, линий, плоскости и цветовых пятен. Творчество Оно Тадасигэ отражает общие тенденции в развитии японской гравюры ХХ в. Важным новшеством в подходе к пластическому решению гравюры является тенденция к ограничению количества выразительных средств в гравюре, благодаря чему усиливается их индивидуальная выразительность. Если для традиционной гравюры укиё-э характерно использование большого количества оттенков цветов в каждой картине, то в ХХ в. художники используют, как правило, не более трёх цветов одновременно, что увеличивает эмоциональность и значимость каждого цветового пятна. Колорит перестает играть вспомогательное значение и, вместе с линией, становится основным выразительным средством. Таким образом, меняется подход художников к колористическому решению гравюры, усложняется работа с локальным цветом, исследуются новые пластические задачи, эмоциональная составляющая гравюры ищет новые способы выражения.
Софья Межнева
|
Рекомендуем |