Партнеры Живи добром

Мастер пера Илья Ефимович Репин


«Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, 

 я всегда преследовал суть: тело как тело».


Помню, еще в школе на уроках литературы и истории, вместо того, чтобы слушать учителя, я любила листать учебник, рассматривая иллюстрации. Наверное, многие помнят эту картину примерно с тех же времен. Несколько мужчин волокут на себе непосильную ношу. Измученные, уставшие бурлаки продолжают тянуть свою лямку, невзирая на голод и раны. Каждый из них имеет свою индивидуальность, характер, тщательно продуманный и детально прорисованный мастером. Картина «Бурлаки на Волге» стала классикой русской живописи, но это не единственная работа, обладающая такой известностью. Вспомнить хотя бы «Ивана Грозного», хранящегося в стенах Третьяковской галереи в Москве, или «Юбилейное заседание государственного совета», занимающее всю стену в Русском музее в Санкт-Петербурге.


Илья Ефимович Репин


Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в городе Чугуеве, Харьковской области. Его отец был одним из военных поселян, мать знала церковный язык, по вечерам маленький Репин слушал, как она читает Житие святых. Вместе с ней ей юный художник посещал церковь, где впервые начал интересоваться иконописью.


Первым учебным заведением, в котором обучался Репин, стала школа военных топографов. Выбрал он это место по одной простой причине — там были краски. После этого учился у местного иконописца И.М. Бунакова, при котором начал создавать свои первые работы с изображением сцен из жизни святых для Воронежской и Харьковской губерний. На тот момент мальчику было пятнадцать лет. 


В 1863 году И.Е. Репин поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а затем в Петербургскую Академию художеств. По приезде в Санкт-Петербург живописец продолжает работу над иконами, однако, вдали от дома они кажутся ему тусклыми и безжизненными, но он их не оставит. Образ Иисуса Христа на протяжении всей жизни будет присутствовать в работах художника, Репин никак не мог отойти от религиозной темы, она являла для него нечто неземное, то, что было выше обывательщины и позволяло открыть для себя новые понимания сущности и мироощущение. 


«Воскрешение дочери Иаира» - выпускная работа художника, он начинал ее несколько раз, пытаясь создать нечто потрясающее, но не мог. Репину помогла сцена из собственной жизни, он вспомнил день гибели своей сестры, общую обстановку пустоты и боли от нехватки близкого человека. Картина была написана. За ее создание Репин получил золотую медаль и пенсионерство, разрешающее выезд за границу, что позволило ему посетить Италию и Францию.


Любая работа всегда несет в себе отпечаток характера человека, создавшего ее. Неважно кулинария это, танец или живопись. Репин всегда считал себя очень робким, посредственным и непредприимчивым человеком, всю жизнь жаловался на отсутствие характера. Однако судьба всегда благоволила мастеру, а его работы впечатляли даже самого равнодушного зрителя. Каждая его картина несет в себе определенную идею, волнующую творца. Он не создавал изображений, «ласкающих глаз», для него был важен посыл. Творчество ради творчества.


В студенческие годы к Репину неожиданно приходит идея работы, прославившей его на весь мир. Однажды, создавая очередной этюд во дворе Академии, художник, по настоянию друзей, отправился икать вдохновение на берега Невы. Его взору предстала картина, которую он захотел немедленно запечатлеть на холсте. Уставшие, поражавшие своей бедностью и безысходностью бурлаки выступали на фоне нарядной, радостной толпы. Игра контрастов не оставила равнодушной душу мастера. Репин начал работу над картиной, но никак не мог добиться органичности изображения. Тогда его друг, художник Федор Васильев, решил показать товарищу настоящих бурлаков, они отправились на Волгу. В 1873 году картина была завершена, спустя три года после возникновения замысла. Целостная композиция и продуманность особенностей характера каждого героя помогали передать протест, содержащийся в изображении, при этом оно не содержало призыва, скорее показывало несправедливость. Движение идет из глубины вперед, прямо на созидающего зрителя, который видит как бы весь пройденный жизненный путь героев, чувствует тяжесть от их ноши.


В 1972 году Репин решает, что пора обзавестись семьей. Его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова, с которой они были знакомы уже много лет. За пятнадцать лет совместной жизни у них родилось четверо детей. Однако Вера Алексеевна, по своему характеру, была полной противоположностью Ильи Ефимовича. Ей было в тягость светское общество, с его салонной жизнью, в то время как сам Репин был частью него. Вера Алексеевна ушла от мужа в 1987 году.


Илья Ефимович Репин


В 1873 году художник решает оставить родину и поискать вдохновения, вдалеке от царской России. В Вене он посещает выставку, где представлены на суд зрителя его «бурлаки».


Любуется красотой Италии и останавливается во Франции, где работает над полотнами «Садко» и «Парижское кафе». В этих работах художник обращается к жанру фантастики, нехарактерному для прежних репинских произведений. Однако, время, проведенное за границей, не приносит сильных изменений в стиль письма живописца. Художник создает несколько картин в духе импрессионизма, но вскоре возвращается к русской школе реализма, которую так любит. 


Репин не был автором «одного романа». Художник умело работал с различными темами, варьировал их меж собой. В его творчестве встречаются Евангелические мотивы, передовые идеи, блуждающие в сознании отдельных представителей общественных масс, сюжеты былин, с их фантастикой подоплекой, далекой от повседневного быта, реалистические портреты, психологические этюды, исторические сцены и даже пару банальных натюрмортов. На критические отклики со стороны о его непоследовательности и поверхности, Репин отвечал: «Что делать ... от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие». 


В 1876 году И.Е. Репин возвращается в Россию, где останавливается в окрестностях Петербурга, затем посещает Чугуев и, наконец, перебирается в Москву. Вступает в мамонтовский кружок, в который входят самые яркие представители изобразительного искусства, а затем в Товарищества передвижников, разъезжающее по стране со своими выставками. 


В 1882 году он снова едет в город Петра, где проведет следующие, самые плодотворные десять лет своей жизни. За это время будут написаны картины «По грязной дороге» (1876), «Мужик с дурным глазом» (1877) и «Мужичок из робких» (1877), «Под конвоем» (1877), «Проводы новобранца» (1879), «Отказ от исповеди» (1879 — 1885), «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883), «Арест пропагандиста» (1880—1892), «Сходка» (1883), «Не ждали» (1888), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). Ряд работ посвящен теме русского освободительного движения, которая кипит в умах народа. Все его работы, представленные на выставках «передвижников», имели огромный успех, сам царь Александр III хвалил талантливого живописца. 


Картина «Не ждали» (1888) занимает особое место среди работ художника. На ней изображен прощенный царем государственный преступник, возвратившийся домой. Бытует мнение, что на первоначальной версии картины была изображена девушка, однако, в исходном варианте выбран мужской лик. Картина была написана очень быстро, неловкая поза главного персонажа и образы остальных героев сюжета были прописаны невероятно реалистично, лишь над лицом революционера художник работал на протяжении нескольких лет, стараясь придать ему «нужное» выражение. 


Илья Репин  Не ждали» 1888


Современники хвалили талант живописца к написанию полотен «на злобу дня», однако исторические работы не вызывали такого восторга. Репин тщательно продумывал образы до мелочей, чтобы картина соответствовала изображаемым на ней временам. «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891) - все эти картины имели исторический подтекст и воспринимались неоднозначно. «Ивана Грозного» даже запретили показывать публике. 


Значительную часть творчества Репина занимало портретирование. Он создает ряд картин, с изображением публичных лиц, близких людей и семьи. Наиболее популярными стали изображения: Л.Н.Толстого, М.П.Мусоргского, Л.Н.Андреева, А.Ф.Писемского, В.И.Сурикова, А.Г.Рубинштейна, Н.В.Гоголя, Д.И.Менделеева. Художник отмечает, что ему больше удавались те портреты, для создания которых персонажи не слишком позировали. Так, он вспоминал историю, связанную с девушкой, которую он вместе со своим другом детства Стасовым, встретили на улицах Испании. Она обладала невероятной красотой, однако ее портрет получился довольно скучным, так как красавица излишне старалась выглядеть как можно лучше. 


В 1884 году Репин получает первый государственный заказ на картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве», затем следует и второй, наиболее известный — «Юбилейное заседание государственного совета» (1901—1903), посвящённое столетию госсовета. Картину невероятных масштабов необходимо было создать в кратчайший срок, поэтому художник прибег к помощи своих учеников.


К 1895 году И.Е. Репин получает звание профессора живописи и возвращается в Академию художеств в качестве руководителя живописной мастерской. В ней он работает вплоть до 1907 года, после чего покидает учебное заведение в связи с разногласиями в коллективе.


На рубеже веков И.Е. Репин переезжает в имение Пенаты, на берегу финского залива, где проводит свои оставшиеся годы. Имение принадлежало второй жене художника Наталье Борисовне Нордман, писавшей под псевдонимом Северова. Через несколько лет она покинет усадьбу из-за тяжелой степени туберкулеза. 


В 1900-х годах Илья Ефимович Репин активно участвует в политической жизни страны, встречает революции и Первую мировую войну. В начале столетия художника начинает волновать тема самосознания творческой личности, он пишет картины «Самосожжения Гоголя» (1909) и несколько работ, посвященных персоне Пушкина. Выпускает сборник «Далёкое близкое» (1915), представляющий собой автобиографию живописца, с воспоминаниями из раннего детства, которая будет опубликована лишь после смерти художника, в 1937 году. 


илья репин «Самосожжения Гоголя» (1909)


29 сентября 1930 года не станет Великого русского живописца Ильи Ефимовича Репина, который уйдет из жизни в возрасте восьмидесяти шести лет. Последние дни он проведет в своей усадьбе Пенаты, в городе Куоккале, который после 1918 года стал территорией Финляндии. 


На сегодняшний день этот город входит в состав Ленинградской области и имеет название Репино, а усадьба стала музеем памяти Великого художника.



Мария Сурмина



 

Рекомендуем

Помни имя свое ("Лев" реж. Гарт Дэвис)
Джаз. История жанра
Почему нельзя пропустить «Игромир» и Comic Con Russia 2019
Каравайчук как повод…
"Женщина с гусарской натурой"
BLICK'16: "Фанатки на завтрак не остаются" реж. Марк Ротемунд
Выставка Гёте-Института «ГРАНИЦА»
One Woman Show
Ирина Асмус. Клоунесса со сладким именем
Миф о минотавре, как ключ к открытию минойской цивилизации