Партнеры Живи добром

Михаил Нестеров – русский художник-живописец


Май – поистине колоритное время, месяц полного расцвета природы и месяц памяти доблестных героев Отечества. Но есть у России и другие достойные герои, герои искусства. Одним из таких является русский художник Михаил Васильевич Нестеров. 31 мая исполняется 154 года со дня его рождения.

Биография этого живописца насчитывает много ярких страниц. Из родного города Уфа он уехал учиться в Москву в Училище живописи, а затем в Академию художеств, где его преподавателями были лучшие искусствоведы того времени. Среди них и живописец Василий Перов, и художники Илларион Прянишников, и Павел Чистяков.

Нестеров являлся членом известного объединения художников XIX в. «Товарищество передвижных художественных выставок». Они называли себя передвижниками и противопоставляли свои идеи народничества другому направлению, «официальному академизму».

В начале XX в. Михаил учреждает «Союз русских художников», особенностью которых становится лиричность и поэтичность родных пейзажей. Нестеров очень часто бывал за границей, он совершенствовал свой стиль и искал вдохновения во Франции и в Италии. В особенности на его живопись повлиял французский символизм (Ж. Бастьен-Лепаж, П. Пюви де Шаванн).

Первые картины Михаила Нестерова отличаются бытовыми сюжетами, только спустя несколько лет он находит свой индивидуальный стиль. Его произведения относят к «русскому модерну». Картины Нестерова наполнены религиозным духом, строгостью и красотой христианских традиций, гармонией с природой. Отличают его живопись созерцание и панорамная статика сюжета в гобеленных тонах. Знаменитой картиной, достойной внимания, является «Пустынник». Художник писал ее во время пребывания в Сергиевом Посаде и знакомством с монахом Троице-Сергиевой лавры. 

Нестеров Пустынник.jpeg

Произведение было куплено Третьяковым для своей галереи. На вырученные деньги Нестеров отправился путешествовать в Италию.

Нестеров продолжал деятельность представителей «церковного модерна»: декорировал и расписывал Владимирский собор в Киеве, церковь Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге, Покровский храм Марфо-Мариинской обители в Москве.

Тяжелым бременем для его творчества явились времена русских революций начала XX века. Картины поставлялись лишь за границу, а единственная выставка представляла из себя специальный закрытый показ. В эти годы Нестеров переквалифицируется в портретиста и использует при работе другие цвета. В основном он пишет портреты знаменитых деятелей науки и культуры, среди которых академик Павлов, скульпторы Шадр и Мухина, хирург Юдин, художник Васнецов (сам Михаил Васильевич считал эту работу одной из лучших). Также он написал два своих автопортрета.

О.М. Нестерова.jpg

Любимыми работами Михаила Нестерова были портреты супруги и дочери. Любящий отец опасался за жизнь дочери, которая пережила несколько операций, и старался запечатлеть ее образ на холсте. Это произведение было приобретено Государственным Русским музеем и имело большой успех у публики.

Однако живописец не отказывается и от дореволюционных религиозных мотивов, хотя таковые его произведения остаются в тени. Работы «Гонец», «Всадники», «На озере», «Пророк», «Путник», «Распятие», «Странник» не были представлены в государственных музеях, а лишь находились в частных и закрытых церковных коллекциях.

Самой лучшей своей работой мастер считал продолжение духовно-нравственной линии «Душа народа» (1916). Художник хотел показать свою веру в искупление русского народа, в спасение души через страдание. В представленном на центральном плане мальчике Нестеров олицетворяет всю силу русского духа.

Нестеров Душа народа.jpg

Все картины этого времени отличает трагическое мироощущение живописца, болезненно переживающего новый этап русского общества. Это сказалось и на новых цветовых и композиционных сюжетах, используемых Нестеровым. Вместо привычных дореволюционных разбеленных оттенков, он использует напряженные контрасты красного, черного и зеленого цветов («Тихая жизнь», «У монастырских стен»).

Стоит отметить, что каждая картина Нестерова была написана в очень тяжелое время и для него самого лично, и для всего государства. Символично, что он ищет путь искупления через веру в Бога и единение с природой. В полотнах Михаила Нестерова четко можно увидеть надежду, силу духа, поиски правды, стремление к гармонии – ощущения, которые всем знакомы.

В год кончины Нестерова в 1942 г. вышла книга его воспоминаний «Давние дни». Живописец оставил настолько огромное символичное наследие русскому народу, что за это его можно назвать настоящим русским героем.


Ирина Удахина



 


 

Рекомендуем

Полвека истории под именем «Маяк»
Что? Где? Когда? Ноябрьский культурный марафон
Роман Виктюк. Бесстрашный "большой ребенок"
Мастер современной японской гравюры Оно Тадасигэ
Егор Летов. От спонтанности к смыслу
Тепло музыки «Загадочного Немена»
Григорий Горин. Со смехом по жизни
Техники развития памяти
Кино. Премьера. «Макбет»
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева