Партнеры Живи добром

Михаил Чиаурели. Дело за корнями, любовью к Родине и семьей


Во времена советской власти многие деятели культуры стали жертвами гонений. Они не могли создавать свои произведения в рамках царящей автократии, поэтому таким творцам приходилось искать способы выражать свое мнение. Были же и те,кто,наоборот, творили на благо советской власти. Эта категория готова была отстоять идеалы режима, и все их произведения шли в поддержку СССР. 


Знаменитый грузинский режиссер, актер,сценарист,скульптор-художник и преподаватель, Михаил Эдишерович Чиаурели был как раз такой персоной. С 1940 года он являлся членом ВКП(Великой Коммунистической Партии), и до последнего дня своей жизни был преданным коммунистом. 


Михаил Чиаруели родился 25 января(6 февраля по новому стилю)1894 года в городе Тифлис(Тбилиси), в Грузии. Он был невероятно одаренным человеком: и уже с ранних лет подавал надежды сразу в нескольких областях искусства. Любил рисовать, увлекался скульптурой и играл на нескольких музыкальных инструментах, а также владел не одним иностранным языком. 


Михаил Чиаурели


Свою дорогу в искусство Михаил Эдишерович начал с обучения в тифилисской школе живописи и искусств. После этого будущий режиссер участвовал в организации театра Революционной Сатиры, а затем уехал в Германию,где два года изучал скульптурное искусство в различных мастерских. После возвращения на Родину, до 1926 года, Чиаурели проработал скульптором, его авторству принадлежит первый памятник Ленину в Грузии. 


Свою же карьеру в кино Михаил Чиаурели начал как актер, сыграв роль в историко-революционном фильме «Арсен Джорджиашвили» (1921) режиссера И.Перестиани. 

В общей сложности, он снялся в 11 разноплановых фильмах. В 1926 году Чиаурели становится актером и режиссером «Красного театра» при Пролеткульте (до 1928 года). Именно в это время он полностью уходит с головой в режиссуру. В период с 1926  по 1941 года Михаил Эдишерович совмещал пост главного режиссера в организованном им же театре музыкальной комедии, и вместе с этим он был режиссером Госкинпрома Грузии.  


Михаил Чиаурели


Первым фильмом,в котором Чиаурели выступил в качестве режиссера, был исторический фильм «Первый корнет Стрешнев»(1928 год). Из первых снятых режиссером фильмов особо выделяются сатирический «Хабарда» (1931) и первый грузинский звуковой фильм «Последний маскарад» (1934). Но настоящее признание  пришло к М.Э Чиаурели в 1942 году,когда он начал снимать фильм «Георгий Саакадзе» в нескольких частях,и дважды получил за него Сталинскую премию. Данная двухсерийная лента была снята по историческому роману А.Антоновской, и рассказывала о военачальнике и политическом деятеле Грузии. 


Михаил Эдишерович был предан идеи коммунизма,что четко отражается в его фильмах. Пожалуй, в наше время это бы назвали пропагандой правящей власти, но для Чиаурели роль политики(в частности, фигуры И. В Сталина) была больше, чем просто идея продвижения. Он был рьяным защитником коммунизма и Сталина. Свою роль здесь также сыграло и то, что режиссер видел в Вожде народов не только сильного политика, но и земляка. А сила грузинского народа была второй любимой темой. Чиаурели был обласкан властью, и не подводил правителя. Его «Клятва» и «Падение Берлина» стали по-настоящему патриотичными работами, которые подогрели радость и гордость народа СССР к победе в ВОВ. 


Но, к сожалению, Михаил Эдишерович столкнулся с предсказуемой проблемой: после смерти Сталина он продолжил идею культа вождя в своих фильмах,что не было одобрено новой властью. 


Михаил Чиаурели с женой и дочерью


Лауреат и обладатель множества премий остался не удел. Он продолжал снимать кино, но народ смотрел и восхвалял его все меньше и меньше, а изменить свой стиль согласно новым «оттепелевским меркам», режиссер не мог. В 1967 году он выпустил фильм со знаковым и символичным «Иные нынче времена», и ушел полностью в мультипликацию.  Также Михаил Эдишерович не оставлял преподавательскую деятельность(сначала в Тбилиси, а затем во ВГИКе). 


Он ушел из жизни 31.10.1974 в родном Тбилиси,и похоронен в пантеоне деятелей Грузинской культуры на горе Мтацминда.


На первый взгляд кажется, что режиссер был забыт и задвинут властью на задворки,но это не так. В Грузии он до сих пор является достоянием страны. Режиссер добился этого не только благодаря многоплановости и достижениям, но также и  своей семье. Михаил Эдишерович был мужем великой грузинской актрисы и своей музы, Верико Анджапаридзе. И отцом потрясающе талантливой Софико Михайловны Чиаурели. А также дядей режиссера Г.Н Данелии. Пожалуй,власть не всегда оказывает основное влияние на личность. В первую очередь,дело за корнями, любовью к Родине и семьей.  



Татьяна Ермольчик



 

Рекомендуем

Стив Пембертон и Рис Ширсмит: джентльмены из девятого номера
Бесконечное сегодня («Зависнуть в Палм-Спрингс», реж. Макс Барбаков)
«Мой труд переживёт меня»: жизнь и мнения скрипичного мастера Никиты Жевлакова
RIFF 2017. Интервью с основателем кинофестиваля
Конфета с горькой начинкой («Дело Ричарда Джуэлла» реж. Клинт Иствуд)
Кино. Премьера. "Образцовые семьи"
«Балет есть замок красоты»
Кино. Личность. Франсуа Трюффо
Роберт Браунинг и его «интроспективная драма»
«Я лег на сгибе бытия, на полдороге к бездне». В театре «ВелесО» премьера по В. Высоцкому