Партнеры Живи добром

Укрощение космоса («Время первых», реж. Дмитрий Киселев)


"Время первых"


С 6 апреля в прокат выходит «Время первых», блокбастер по-русски от продюсера Тимура Бекмамбетова с Евгением Мироновым и Константином Хабенским в главных ролях. Режиссерское кресло занял Дмитрий Киселев («Елки», «Лондонград»).

«Время первых» повествует (именно повествует, смело, сочувствуя и восторженно) о первом выходе человека в открытый космос, о том, что сему мероприятию предшествовало и что последовало после исторического события, делает небольшой экскурс в мир космонавтики и мечтаний двух «Алмазов», рискнувших в не самых благополучных условиях воплотить свои грезы.

Кинематографисты не претендуют на то, чтобы абсолютно точно воссоздать все случившееся с двумя легендарными космонавтами перед стартом корабля «Восход-2» и после их возвращения домой. Тем не менее съемочная группа консультировалась непосредственно с Алексеем Леоновым, основательно потрудилась над разработкой макета корабля и скафандров для героев Хабенского и Миронова, и главное – над воссозданием космического пространства в кадре, успешно используя новые для российского кино технологии. В результате у Дмитрия Киселева получился визуально впечатляющий и эмоциональный фильм. Леонов (Евгений Миронов), парящий в космосе в деформированном скафандре, Павел Беляев (Константин Хабенский), вынужденный покинуть ложемент, чтобы установить точные координаты для посадки капсулы, галлюцинации, Земля в иллюминаторе, борщ в состоянии невесомости и другие детали, значимые или просто трогательные и забавные, проработаны вполне аккуратно. А непробиваемый оптимизм и неловкие шутки из уст персонажа Миронова, почти солдатская готовность действовать исключительно по приказу в исполнении Хабенского обволакивают давящее пространство космического корабля.

Сценаристы не копируют невероятное путешествие Сандры Буллок в космосе от одной станции к другой – в работе Киселева уделяется немало внимания тому, что творится на Земле, но не настолько как в ленте 2013 года «Гагарин. Первый в космосе». При этом про «Время первых» нельзя сказать, что фильм получился однородным. Атмосфера фильма меняется в зависимости от того, где и когда происходит действие. И эти атмосферные колебания весьма заметны. Подчас напряженные, но все же душевные сцены с Леоновым и Беляевым в космическом корабле чередуются с волнением Королева (Владимир Ильин) в штабе. Инженер-конструктор относится к космонавтам как к своим детям, оторванным от дома. Так в фильм проникает героическая патетика в сочетании с нарочитыми шутками про «покрепче чая», но в большинстве случаев эта лихая комбинация выглядит уместно и как-то по-отечески тепло. Другое дело – первые минут 30-40 фильма, фиксирующие то, что предшествовало старту корабля 18 марта 1965 года. Протокольное начало – сделанная широкими мазками прорисовка всевозможных сложностей, возникших перед полетом, или быстрая подготовка, которую надо просто пережить перед тем, как вместе с актерами оказаться в невесомости. Правда, в контексте всего фильма машинерия (хоть подчас и разбавленная юмором и вкраплениями романтических элементов) первых сцен может говорить, например, и о том, что настоящая жизнь для героев ленты протекала именно в космосе, заветном и недружелюбном.

«Время первых» - обаятельный геройский фильм, основанный на реальных событиях. В нем есть юмор, поэзия детских мечтаний и вполне достойная картинка. Не обошлось, конечно, без явно сентиментальных виньеток, разбросанных в ленте то тут, то там, но, будем с собой честны, сантименты – частые гости в любом блокбастере, и в ленте Киселева они все же теряются на фоне космоса.


"Время первых"

Елена Громова


 

Рекомендуем

Спектакль «Счастливчики» на сцене Театра имени Ермоловой
Последнее прибежище чистого искусства: в Лондоне открыт первый в мире цирк
Ирина Купченко. Этой «женщине руку не протягивают». Ей аплодируют стоя
ИТОГИ VI ФЕСТИВАЛЯ «МОНОfest»
Заметки на полях («О бесконечности», реж. Рой Андерссон)
Итоги первого тура XI Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой
Фильм недели. Премьера. "Стажер"
Книга недели. «Смилла и её чувство снега»
38-й ММКФ. Конкурс. "Центр моего мира" реж. Якоб М. Эрва
В день рождения Фокса