Партнеры Живи добром

Русские типы Боклевского


24 июня исполняется 100 лет со дня рождения Петра Боклевского  –  знаменитого русского иллюстратора 19 века. Работы этого художника известны каждому школьнику, ведь именно Боклевский воссоздал лучшую галерею гоголевских типов. К сожалению, имя самого автора сегодня знакомо не каждому, несмотря даже на то, что он был учеником Брюллова и одним из выдающихся художников-иллюстраторов.

Свою известность Боклевский приобрёл в 1863 году после того, как в 1858 году нарисовал лучшую галерею гоголевских типов. Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души" была настольной книгой Боклевского, отрывки из которой иллюстратор любил читать в кругу друзей. Герои поэмы были для него более чем выдуманными персонажами, художник узнавал хорошо знакомые ему нравы Русской провинции в образах гоголевских помещиков.

К портретам "мертвых душ" Боклевский приступил в середине августа 50-х годов. Главной его задачей было не воспроизведение деталей обстановки, а передача интеллектуального и морального оскудения, омертвения галереи помещиков. Именно поэтому художник ограничивался лишь портретами героев, уделяя большое значение их лицам.

Чичиков.jpg

Вот перед нами изображение Чичикова: высоко приподнятые брови, прищуренные глаза придают лицу хитрое, лукавое выражение. Несмотря на внешнюю мягкость, в образе Павла Ивановича можно разглядеть и твердость характера. С одной стороны, мы видим его плавные черты лица, пухлые щеки, с другой  – резко изгибающиеся брови и острый нос, отдалённо напоминающий птичий клюв. Такой внешний контраст создаёт неоднозначность и даже загадочность образа Чичикова.

Боклевский смог замечательно передать приторную слащавость Манилова. Откинутая голова, пустой, мечтающий взгляд, любезная улыбка. На эскизе художника Манилов придаётся мечтаниям во время отдыха в послеобеденный час. Его глаза абсолютно пусты: они не выражают переживаний, глубоких раздумий. Обращая свой взгляд куда-то вдаль, Манилов уносится в свой утопичный мир фантазий, оставляя все насущные проблемы в реальности.

Манилов.jpg

Собакевич изображён художником соответственно фамилии, угрюмым и мрачным. Его физиономия статична и свирепа, взгляд наполнен ненавистью ко всем. Густые брови, из-под которых торчат маленькие звериные глазки, нестриженые бакенбарды, неаккуратно уложенные волосы, чрезмерно широкие плечи и тучное тело придают Собакевичу образ "медведя средней величины".

Собакевич.jpg

Внешний облик коллежской секретарши, Настасьи Петровны Коробочки, представлен художником точь-в-точь как описывал сам автор: "...женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...". Акварельный портрет помещицы представляет полную, добродушную старушку. Большое количество всякого рода одежды, которое висит на Коробочке как тряпки на стуле, свидетельствуют о качестве героини- все складывать и бережно хранить. Как Собакевич Боклевского похож на дикого зверя, так и Коробочка напоминает маленького хомяка, старающегося все собрать и припасти на черный день. Пухлые щёчки, маленькие глаза и рот, округлое тело, коротенькие руки, –  все это придёт помещице вид бережливого грызуна.

Коробочка.jpg

Плюшкин у Боклевского – типичная "прореха на человечестве". Высокий, высохший, неаккуратного сложения старик, одетый в лохмотья, со впалыми щеками и каким-то "чулком" на голове. Плюшкин воплощает в себе бесчеловечную скупость. Боклевский очень точно изобразил «мертвую душу», которая больше похожа на какую-то фигуру, нежели на живое существо.

Плюшкин.jpg

С 16 июня по 25 сентября 2016 года каждый желающий может ознакомиться с иллюстрациями Боклевского, посетив выставку "Русские типы" в Государственном литературном музее. Собрание работ, представленных в ГЛМ особенно интересны тем, что они затрагивают все аспекты жизни, интересовавшие художника-иллюстратора. На выставке представлены как известнейшие иллюстрации к гоголевским "Мертвым душам",так и к книгам Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, И.С.Тургенева.

 

Анастасия Ромашова 

 

 


 

Рекомендуем

Человек контрастов Малкольм Макдауэлл
Кризисные углы современности ("Квадрат" реж. Рубен Эстлунд)
Василий Суриков. «Сибирский медведь» русской живописи
Испанская чаровница, Мадридская Мадонна или просто милая Пе
Олимпико. Шедевр итальянской архитектуры
Реставрационный центр имени Грабаря открывает новое выставочное пространство и постоянную экспозицию «Иконотека А.Н. Овчинникова»
Кино. Премьера. "Лазурный берег"
Шарлиз Терон. Красивая снаружи и сильная внутри
Сергей Носов. «Фигурные скобки»
Ближневосточный колорит на сцене театра им. Е. Вахтангова