Партнеры Живи добром

Агния Барто. В ней жила душа ребенка


Часто ли мы, взрослые люди, в своих заботах вспоминаем детство и маленьких себя? Способны ли мы понимать маленького человека с его позиции? Наш взрослый мир кажется нам намного серьезнее и важнее, а ведь мы все были когда-то детьми. Но редко кто может сохранить в себе это непосредственной детское мировосприятие. Агнии Барто это удалось. 


Агния Львовна родилась 17 февраля 1906 года в Москве, в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Голова. 


Фамилия Барто, с которой Агния станет известной писательницей, досталась ей от первого мужа – поэта Павла Барто. Вместе с ним она написала свои первые детские стихи. А положил начало ее творчеству совершенно курьезный случай. В юности Барто всерьез увлекалась балетом. На выпускном вечере в хореографическом училище будущая поэтесса решила прочитать присутствующему в зале Луначарскому свое стихотворение «Похоронный марш».  Манера чтения Агнии так позабавили Луначарского, что он посоветовал ей заняться детской литературой. 


Агния Барто


Её первая книга «Китайчонок Ван-ли» вышла в 1925 году. Чтобы лучше понимать детей, Агния Барто очень внимательно за ними наблюдала. Она смотрела за их играми на детских площадках, а иногда, представившись сотрудником радио, приходила в школы, садилась на последние парты и прислушивалась к детским разговорам. Барто оставалась себе верной даже в суровые военные годы. Она продолжала писать детские стихи. Из эвакуации писательница рвалась на фронт, куда ее отправили в командировку на месяц. 


Суровые бойцы плакали, когда Барто, хотя бы на короткий момент, возрождала в них воспоминания о далеком детстве. Конечно, детская писательница близко к сердцу восприняла судьбы тысячи сирот, оставшихся без родителей в годы войны. О таких сиротах она пишет в своей поэме «Звенигород», вышедшей в 1947 году. Со всей страны к Барто стали приходить письма отчаявшихся родителей с просьбой помочь найти своих детей, пропавших в годы войны. Так на радио «Маяк» родилась передача «Найти человека».  Барто использовала способность детей запоминать острые моменты в жизни, ведь многие терялись совсем маленькими и не помнили даже своих имен. 


Такая острая потребность во чтобы-то ни стало соединить семьи могла возникнуть и после личной трагедии, случившейся с писательницей. Во время войны Агния потеряла своего сына. Его сбила машина, когда он катался на велосипеде в Лаврушинском переулке. Эта невосполнимая утрата и невозможность снова увидеть своего ребенка разрывало сердце Агнии. Своими усилиями писательница воссоединила около тысячи семей.  К счастью удачно сложилась личная жизнь Барто со вторым мужем. 


Агния Барто


От брака  с выдающимся советским инженером и ученым Андреем Владимировичем Щегляевым у Агнии родилась дочь Татьяна. Уютная творческая атмосфера в доме привлекала  много известных людей того времени: актеров, поэтов и художников. В гостях часто бывала Рина Зеленая. Вместе с ней Барто написала сценарий к фильму «Подкидыш». Известную фразу: «Муля, не нервируй меня!» Агния Барто придумала специально для Раневской. Дети и внуки писательницы были для нее маленькой вселенной. Им она посвящала свои стихи. 


Барто даже посчастливилось увидеть свою правнучку.  Девочка родилась незадолго до кончины писательницы. Агния Барто умерла 1 апреля 1981 года от инфаркта. По наблюдению своих близких, Агния до конца оставалась деятельной, очень энергичной и даже танцевала на своем 75-летии. И не удивительно, ведь чтобы завоевать настоящую любовь и доверие тысячи детей, надо и самому в душе оставаться немного ребенком, открыто радоваться миру и удивляться. Барто никогда не маскировала в своих стихах взрослую рассудительность под маской детской непосредственности, потому как иначе её стихи были бы фальшивкой. А её творчество любили и любят не одно поколение детишек.



Елена Глухова



 

Рекомендуем

Кавалер Прекрасной Дамы. Александр Блок
Обзор литературных премий
Фестиваль "StreetDoc"
Памяти Карузо
Громкие споры вокруг «Тихого Дона»
Путешествие по воспоминаниям. Премьера нового спектакля Евгения Гришковца «Предисловие к роману»
Симона де Бовуар: «женщиной не рождаются, женщиной становятся»
Рембрандт Харменс ван Рейн: сквозь Рай и Ад
Шекспир по-русски. Анонс
Киану Ривз: над пропастью в жизни