Партнеры Живи добром

«Мушкетер нашего времени. Святослав Бэлза»


Сегодня исполняется ровно год с того дня, когда не стало легенды российского телевидения - Святослава Бэлзы. 


Этот человек - истинное олицетворение культуры, с необыкновенной эрудицией и удивительным обаянием. Сегодня мы поговорим о нем.


Родился Святослав Игоревич Бэлза 26 апреля 1942 года в городе Челябинске. 


Святослав Бэлза


«Челябинск - особенный город, моя малая родина. Я должен был родиться в Киеве, но из-за войны родители эвакуировались в Челябинск, где я и появился на свет»,- делился Бэлза в интервью.


У Святослава также польские корни, род семьи  Бэлзы берет свое происхождение от города Белз, который раньше относился к Польше (сейчас Львовская область, Украина).


Игорь Федорович (отец Святослава) – известный российский музыковед и композитор. Отец был примером для подражания с детства, воспитывал сына на своем примере. Мальчик учился в специальной английской школе Москвы и уделял иностранным языкам много времени. Зоя Константиновна (мама Бэлзы) приучала Святослава к культуре, водила в театры и на различные выставки. Все детство прошло в уютном двухэтажном доме, который выглядел как дворянская усадьба. В гости приходили знаменитые люди, представители искусства и науки. В 13 лет Святослав познакомился с Анной Ахматовой. 


«Никто не рождается с тонким чувством искусства, он вырабатывается с годами. И это большое счастье, когда на самом рассвете жизни рядом с тобой мудрый наставник», говорил Бэлза. 


Святослав Бэлза


Его отец и был тем самым человеком, повлиявшим на мировоззрение Святослава, именно он привил любовь к культуре. Родители также приучили Бэлзу быть самостоятельным с самого детства.


«Мама и папа часто были в разъездах, со мной находилась моя бабушка, пока была жива. Я стал самостоятельным с самого детства, научился сам готовить. А еще мне повезло дружить с Вильямом Похлебкиным».


Когда пришло время выбирать, куда поступать учиться, Бэлза выбрал Московский государственный университет, филологический факультет. Во время учебы он всерьез увлекся фехтованием, и даже стал чемпионом университета. 


«Наверное, я просто начитался книг Дюма и захотел стать похожим на мушкетеров в его романах», - вспоминал Святослав о своей молодости.


Бэлзе удалось воплотить образ мушкетера в своей жизни. Он был по-настоящему благородным, человеком чести и долга.


 Святослав Бэлза, Юрий Башмет и Денис Мацуев

 

«Говорят, что незаменимых людей нет, но бывают исключения. Святослав – истинный мушкетер своей эпохи», - поделился пианист  Денис Мацуев.


После окончания университета, Святослав работал научным сотрудником в Академическом институте мировой литературы им. A. M. Горького, и параллельно занимался журналистской деятельностью. На телевидение пришел в 1988 году, начинал работу с программы «Музыка в эфире» на ОРТ, с 1997 года работал на телеканале Культура.


Журналистика интересовала Святослава еще со студенческой скамьи, его первая статья была опубликована в журнале «Вестник истории мировой культуры».


С первых эфиров телезрители обратили внимание на нового телеведущего. Мягкий тембр, подлинная интеллигентность, безукоризненный внешний вид. 


«Мне кажется, что Святослав  без бабочки просто неузнаваем, он постоянно ходил с ней. Создавалось такое ощущение, что утром он вставал и первым делом надевал бабочку», – вспоминает оперный певец Дмитрий Хворостовский.


Привычка носить данный элемент одежды передалась Бэлзе от отца. Правда, иногда он ее все же снимал. Например, на интервью мог придти в джинсах.


«Когда я выхожу на улицу без бабочки, то часто слышу, что похож на знаменитого ведущего», - говорил Святослав.


Бэлза очень ценил поездки в маленькие города.


«В провинциях совсем другая жизнь. Публика встречает с неподдельным восторгом. Москва же перенасыщена. Ну а самое ужасное в больших городах – это пробки».


Святослав Игоревич покорил  телеэфир своей грамотностью и совершенно новым подходом к работе. Он любил импровизировать, говорил все сам, без помощи написанного на бумаге текста, говорил с людьми абсолютно непринужденно и легко, как старый друг. И взамен он получил неподдельную любовь телезрителей к себе.


Святослав Бэлза


«Это был великолепный человек. Он нес всем окружающим его людям свет», - делится дирижер Владимир Спиваков.


Более 40 лет жизни Бэлза посвятил телевидению.


«Тебе доверяет зритель и ты становишься его проводником в мир культуры», - говорил Святослав Бэлза.


«Со временем придет новый телеведущий. Но восполнить его отсутствие в эфире не удастся никому», - сказал органист Василий Долинский.


«Мы встречались на разных мероприятиях. Разговаривать с ним – настоящее счастье. В нем сочеталась аристократичность и  прекрасное чувство юмора», -вспоминает заслуженная артистка России Алиса Гицба. 


Бэлза был также профессионалом в литературной деятельности, на его счету более 300 публикаций. Святослав писал предисловия и послесловия для книг зарубежных классиков в русском издательстве. Это Оскар Уайльд, Жюль Верн, Оноре де Бальзак и многие другие. Особое место в литературе для Святослава занимал Уильям Шекспир.


Что касается личной жизни, то она складывалась не со всем удачно. Бэлза был женат два раза, два сына - Игорь и Федор имеют разницу в десять лет.


Святослав Бэлза с сыновьями


«Мы вместе с сыновьями - три мушкетера!», - делился Святослав в одном из интервью. 


Всю жизнь Святослав Бэлза на своем примере подтверждал, что по-настоящему талантливый человек талантлив во всем. Тяжело представлять культуру России без этого выдающегося человека.


"Бэлза представлял русскую культуру и его уход - тяжелая утрата", — отметил народный артист России Геннадий Хазанов.



Алена Садырева



 

Рекомендуем

«Былина как она есть: живой голос современного сказителя»
«Титаник» - плавучий дворец не переживший первый рейс
Гала-концерт «Оперный Бал Елены Образцовой». Не в память, а в честь.
Анни Жирардо. «Казанова в юбке»
Театр Арбузова: величайшие оптимисты
Витрина сердца Анатолия Мариенгофа
Борис Пастернак: измена родине или как получить Нобелевскую премию
Премьера англо-русского проекта
Люблю тебя, Василия Стасова творение!
Юлия Пересильд превратила потолок интерната в киноэкран