Партнеры Живи добром

Ох, этот бубновый валет: выставка 1912 года


История художественного объединения «Бубновый валет» связана с одноименной выставкой  1910 года.  Valet de carreau в переводе с разговорного французского означает мошенник или плут. 


Это словосочетание, таящее в себе особую дерзость, и привлекло  Михаила Ларионова, являющегося одним из основоположников русского авангарда. После выставки, 01.11.1911 года художник совместно с Наталией Гончаровой организовали объединение под названием  «Бубновый валет».


«Бубновый валет» – это  борьба с претенциозными и утонченными названиями того времени.  Как писал Иван Машков, «название нравилось большинству участников тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления и брезгливости».


бубновый валет: выставка 1912 года


И. Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910

Начинающему художнику было трудно зарабатывать себе имя и деньги в одиночку, поэтому группа художников работала вместе, и тем самым открывала новые направления и стили в российском искусстве. Цель деятельности объединения заключалась в распространении современных понятий в вопросах изобразительного искусства. Особенность их манеры – это объединение кубизма, фовизма и лубка.


Кубизм позволял изображать предметный мир посредством сочетания правильных геометрических объёмов, таких как куб, кубошар, кубоцилиндр и кубоконус. Фальк, Рождественский и Куприн в своих произведениях полагались на кубизм,  что придало им нотки созерцательности, лиризма и камерный характер образности. Фовизм  поражал яркостью цветов в сочетании с простыми формами. Лубок был представлен простой, яркой и этнической манерой исполнения.


Начав с эпатажных произведений, уже к 1912 году художники начали углубляться в живописно-пластическую проблематику своих полотен. Сезанн был путеводителем в новый мир для Ивана Машкова и Петра Кончаловского, которые стали проявлять пристальный интерес к живописным качествам натуры, ее весу, массе, фактуре, к методу моделирования формы с помощью цвета. 


Участники объединения считали, что их произведения предназначены не для отдельных тонких ценителей, а для всех. Поэтому в противовес академическим жанрам в их  творчестве преобладали натюрморты, простые картины и народные картинки.


бубновый валет: выставка 1912 года


В. Рождественский. Натюрморт «Трактирная посуда». 1909

5 февраля 1912 года была открыта первая выставка «Бубновый валет», в которой приняли участие 43 художника, представивших 400 своих работ. Экспозиция прошла в одном из залов здания экономического общества Московского военного округа на Воздвиженке. Участниками объединения были такие художники как Иван Машков, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова,  Михаил Ларионов, Владимир и Давид Бурлюки, Николай Кульбин, Казимир Малевич.


Выставка имела огромный успех, было продано два десятка картин, некоторые из которых приобрели известные коллекционеры Москвы. Мероприятие привлекло повышенный интерес ценителей искусства, и ярко освещалось в прессе. Несколько грубые сцены жизни солдат, представленные Ларионовым в изысканно «грязной» колоритной гамме, неуклюжие, простые крестьяне Гончаровой, решенные в неожиданных и сильных живописных сочетаниях, «воспитывали глаз», учили современников новому пониманию красоты. 


бубновый валет: выставка 1912 года


Н. Гончарова.  Крестьянки. 1910 

Мастер портрета Валентин Серов оценил работы своего ученика Ивана Машкова следующим образом: «Это не живопись, а фонарь». Быть может это, и правда, однако это фонарь, освещающий дорогу в будущее. Картины, изображающие женщин, изначально не впечатлили простых людей. И это женщина? Где грация? Красота и настоящая женственность?  Но бубновые валеты отнюдь видели ее в другом свете, а именно в новом свете - простоты.


бубновый валет: выставка 1912 года


М.Ларионов. Деревенские купальщицы. 1909

Известный критик Александр Бенуа, анализируя в 1912 году творчество молодых художников, пророчески заявил: «Нынешние страшилы со временем станут классиками». 

И это действительно так. Художники, составившие ядро общества «Бубновый валет» сегодня являются признанными классиками своего жанра.


Имена членов «Бубнового валета»  надолго задержались на страницах светской и бульварной хроники. Интерес к новому искусству был настолько велик, что для наведения порядка во время прерий в политехническом музее потребовалась помощь конной полиции. Выставка позволила раскрыться многим известнейшим художникам. «Бубновые валеты» не побоялись рискнуть и в итоге победили, преподнеся в русское искусство необходимые изменения.



Кристина Гужва


 

Рекомендуем

«Аудиенция» – блестяще тонкая интеллектуальная постановка
Stabat Mater. Джованни Баттиста Перголези — Михаил Броннер
Под покровительством Сталина. История Бориса Андреева
Эхо времени в картинах Владимира Серова
Кино. Премьера.«Шпионский мост»
Природа и литература. Классика языка Сергея Аксакова
Не греши
Самая дорогая история в письмах
Кинопоказ Вахтанговского «Дяди Вани» с США
«Жёлтые звезды» в память о жертвах холокоста