Партнеры Живи добром

Катрин Денев: неукротимая и строптивая

Во Франции есть одна любопытная традиция – раз в несколько лет приглашенный для этого ответственного дело скульптор создает бюст Марианны. Марианна являет собой воплощение свободной Франции, символ страны и культуры. Поначалу Марианна изображалась некой абстрактной молодой женщиной, однако с 1968 года было решено выбирать конкретную женщину – самую известную, самую красивую, самую французскую. Первой Марианной стала Брижит Бардо, потом подарила свое лицо символу Франции актриса Мишель Морган, затем – певица Мирей Матьё. В 1985 году в белом мраморе родилась новая Марианна с лицом самым утонченным и аристократичным, которое она только могла обрести.

Катрин Денев

Высокий лоб, изящный изгиб густых бровей, огромные ореховые глаза, узкий прямой нос и легкая улыбка на губах утопают в мягких белокурых локонах. Взгляд испуганного оленя вдруг становится томным и спокойным. Все это ярко обрамляется твердым характером и категоричными, даже революционными для женщины высказываниями.

«Я сама себе Пигмалион».

«Пока существуют разводы, в браке нет смысла».

«Я не хотела бы вернуть себе молодость и начать все сначала. Актрисам больше не позволяют быть индивидуальностями».

Не так легко понять, огонь она или вода, эта загадочная Катрин Денев. 

С самого детства Катрин была окутана каким-то туманом и тайной. В семье актера Мориса Дорлеака всегда стоял шум и гам – неизбежные сопровождающие четырех маленьких дочерей. Только одна, третья девочка по имени Катрин, была настолько тихой и застенчивой, что это даже вызывало опасения: вдруг ребенок растет с отклонениями? Пока сестры носились по дому и играли, Катрин улыбалась и молчала, как будто была где-то далеко. К счастью, родителям нечего было бояться. Просто таков был ее характер.

Катрин Денев

Возможно, Катрин не принимала активного участия в шумных играх сестер, зато ей, как и остальным дочерям Дорлеака, очень нравилась сцена. Эти первые спектакли определили будущее всех четырех сестер: старшая, Франсуаза, всегда грезила миром кино и благодаря своему упорству уже в 15 лет сумела добиться успеха. Катрин хотя и не имела таких определенных целей, как сестра, все же решила последовать ее примеру и в 14 лет получила роль в фильме «Гимназистки» (1957). Следующая картина – «Двери хлопают» (1960) - стала ее первой совместной работой с Франсуазой.

Полностью жизнь Катрин перевернул режиссер Роже Вадим, с которым она познакомилась в 1960-м году. Именно он предложил ей не делить фамилию Дорлеак с сестрой и взять фамилию матери Денев. Именно Вадим обучил 17-летнюю актрису всем тонкостям мастерства. Ради Роже тихая и скромная Катрин впервые проявила свой непокорный характер и ушла из дома. В 1963 году Денев родила от Вадима сына Кристиана. Но семьей они так и не стали: Катрин ушла. От Роже у нее остались ребенок и не очень успешные роли в картинах «Сатана там правит бал» (1962) и «Грех и добродетель» (1963). Вадим же сохранил самые теплые воспоминания о возлюбленной, изложив их позже в своей книге «Три самые прекрасные женщины на свете» (Катрин Денев, Брижит Бардо и Моника Витти).

Денев быстро зарекомендовала себя как достойная актриса, что позволило режиссерам доверять ей главные роли. Долго ждать триумфа не пришлось. В 1964 году ее звезда ярко засияла, благодаря легендарному фильму Жака Деми «Шербурские зонтики». История любви юной продавщицы зонтов Женевьевы и простого автомеханика Ги стала культовой не для одного поколения, сделав Катрин настоящей звездой французского кино. Актриса начала покорять и вдохновлять самых блестящих режиссеров. Роман Полански подарил ей главную роль в своем триллере «Отвращение» (1965), а у знаменитого сюрреалиста Луиса Бунюэля Катрин снялась в фильмах «Дневная красавица» (1967) и «Тристана» (1970). Разумеется, ее не могла не захлестнуть «новая волна» в лице Франсуа Трюффо и ролей в картинах «Сирена с Миссисипи» (1969) и «Последнее метро» (1980).

Катрин Денев

Особое место в жизни Катрин занимает музыкальный фильм «Девушки из Рошфора» (1967), ведь эта лента стала последним совместным появлением на экране двух звездных француженок Денев и Дорлеак. 26 июня 1967 года любимая сестра Катрин Франсуаза попала в страшную аварию на пути в аэропорт Ниццы и сгорела заживо. Это был ужасный удар для Денев. По характеру сестры были противоположностями и нередко ссорились, но любили друг друга и были неразлучны, как близнецы. Гибель Франсуазы осталась глубокой раной в жизни Катрин, и она до сих пор любит повторять, что ее успех должен был на самом деле принадлежать сестре. 

Холодная аристократка Катрин Денев продолжала оставаться любимицей французских режиссеров. В 70-е и 80-е она делала не по одному фильму в год: сказочная «Ослиная шкура» (1970), мистическая «Женщина в красных сапогах» (1974), комедия «Надеемся, что будет девочка» (1985), мелодрама «Странное место для встречи» (1988), в которой она сыграла со своим хорошим другом Жераром Депардье, и многие другие. Очень тяжелый и, пожалуй, один из лучших ее фильмов «Такое случается только с другими» (1971) свел ее с итальянским красавцем Марчелло Мастроянни. Он сразу был покорен холодной и неприступной Катрин, которая никак не могла оправиться после смерти сестры и очень замкнулась в себе. Но Денев была бесстрастной, что распаляло Мастроянни еще больше. Он добился развода у жены и, как выразилась Джульетта Мазина, принялся «осаждать эту французскую Бастилию». Отчасти крепость сдалась. В 1971 году появилась на свет дочка Кьяра. Но женить на себе строптивую Денев Марчелло так и не удалось. Да и можно считать, что никому это не удалось: Катрин была замужем однажды, за британским фотографом Дэвидом Бэйли, но узы брака оказались не для нее.

Денев и Мастроянни

 В 90-х Катрин Денев продолжала много и успешно сниматься. Картина 1992-го года «Индокитай» с ее участием получила «Оскара» как самый лучший фильм на иностранном языке. За роль в «Вандомской площади» (1998) актриса получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль Венецианского кинофестиваля. «Пола Х» (1999) режиссера Леоса Каракса номинировалась на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля. Картина «Восток-Запад» (1999) стала первой работой Денев в преимущественно русском коллективе: режиссер Режис Варнье свел вместе Катрин, Олега Меньшикова, Сергея Бодрова мл., Татьяну Догилеву и других. Фильм получился настолько успешным, что был среди номинантов на «Оскара». Другое сотрудничество французской актрисы с иностранцами не было столь плодотворным: в 1983 году она составила дуэт с Дэвидом Боуи в американской ленте о вампирах «Голод», но так и осталась для публики из Штатов девушкой из рекламных роликов. 

XX век сменился XXI-м, а Катрин Денев по-прежнему любима. Она снова поработала со скандальным датчанином Ларсом фон Триером («Танцующая в темноте», 2000; в 1996-м он снимал актрису в фильме «Рассекая волны»). Комедия Франсуа Озона «8 женщин» (2001) имела огромный успех во многих странах. Катрин также принимала участие в озвучке мультфильма «Персеполис» (2007), отражающего реальную историю, произошедшую с иранкой Маржан Сатрапи. В 2012 году она появилась на экране с дочерью Кьярой Мастроянни в музыкальной мелодраме «Возлюбленные».

Катрин Денев

Итак, ни горе, ни мужчины, ни время не смогли укротить Катрин Денев. В этом году ей исполняется 72 года, но если вы этому не верите, то и не надо. Это действительно кажется невозможным. Она по-прежнему божественно выглядит: белокурая аристократка с сигаретой в руках, не признающая никакого другого дизайнера, кроме Ива Сен-Лорана. И пусть Марианна уже неоднократно «меняла» лицо, но Катрин Денев так и осталась для миллионов символом Франции, классикой, как белый мраморный бюст Марианны.


Катерина Мячикова



 


 

Рекомендуем

Николя де Сталь: русская душа и французские манеры
«Калейдоскоп истории» в Государственном музее Востока
Август в ГПИБ
Выставка Светланы Мазулевской «Формула любви»
Михаил Жванецкий — человек-праздник. «Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут»
Дело всей жизни Михаила Гнесина
Книга недели: Джон Фаулз «Коллекционер»
Валентин Гафт: «Кино меня не баловало, да и типаж был не тот»
Заметки на полях («О бесконечности», реж. Рой Андерссон)
Том Хэнкс. Дон-Кихот по-американски