Поль Гоген. Постмодернизм современности
Один из вопросов, которым задаётся наверно каждый из нас: «Почему великими личностями становятся после смерти? Чего тогда люди не смогли увидеть, и что они в этом находят сегодня?».
Вряд ли кто ответит на этот вопрос однозначно. Большая часть ответов будет сводиться к изменению сознания, понимания и самой жизни. Так же и знаменитый французский живописец, скульптор-керамист и график – Эжен Анри Поль Гоген стал понятен обществу только сейчас. Гланый представитель постмодернизма родился 7 июня 1848 года. Профессия журналиста это тщательно скрывала одержимость отца радикальными республикансикими идеями. Кловис Гоген работал в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ». Мать же Алина напротив, была из семьи аристократов.
В 1851 году после неудавшегося антимонархического переворота, отец-журналист, почувствовал себя беспокойно, и решил покинуть родной дом. Планы у Кловиса были грандиозные: отправиться с семьёй в Перу, открыть редакцию своего собственного журнала и жить тихо и спокойно. Однако свершиться им так и не удалось. Когда все погрузились на судно, то были безумно счастливы, что едут навстречу своей новой жизни, но здоровье Кловиса подвело его, и он скончался от сердечного приступа.
До семи лет маленький Поль жил с матерью и её семьёй. Тогдашняя жизнь надолго засела в голове мальчика: это и природа, и потрясающие национальные костюмы, и беззаботность в поместье. Вскоре, матери Алине и Полю пришлось вернуться во Францию. Поселившись в Орлеане, семья получила наследство от дяди, по отцовской линии, и зажила новой жизнью. Здесь мальчик начинает ходить в школу. Несмотря на преуспевания в образовании и быстрое изучение французского, парень хотел связать свою жизнь с морем. Поль был близок к своей мечте, когда в 1861 году Алина открывает в Париже свою швейную мастерскую. Парень был счастлив, что его заветная мечта вскоре осуществится и с большим энтузиазмом начал готовиться к поступлению в Мореходное училище. Конкурентный отбор был жесток, и Поль решает отказаться от идеи с поступлением, и в декабре 1865 года в качестве «курсанта»отправляется в дальнее плавание.
До 1871 года новоиспечённый морячок находился в постоянном плавании. Будучи в Индии, Гоген узнаёт о смерти матери, о смерти единственного человека, который у него был. Читая завещание Алины, парень понимает, что может остаться совсем одиноким, так как расположение со стороны друзей семьи получить Полю будет крайне сложно.
По прибытию в Париж в 1872 году, ситуация разворачивается иначе, получив поддержку от Гюстава Арозы,друга матери, известного коллекционера, Поль устроился на работу биржевого брокера. Но, любовь овладела парнем и в 1873 году он женился на молодой датчанке Мэттэ-Софи Гад. С того времени его самого стало привлекать искусство, как и Арозу, и Гоген не только коллекционировал картины, но и сам пытался рисовать.
Следующие десять лет только укрепили статус Поля и его семьи. Он получает достаточно хорошую квартиру, где внимание было направлено на художественную мастерскую.
В 1873 года деятельность Гогена, как живописца, начинает процветать. Появление первых пейзажей, первые знакомства с импрессионистами, в частности с Камилем Писсаро.
Презентация одного из пейзажа состоялась в Салоне, в 1876 году.
Вскоре Гоген начинает посещать все выставки импрессионистов. Его стали воспринимать как художника, а не просто коллекционера. Поль настолько был вовлечён в водоворот всего того, что с ним происходило, что всё лето 1879 года он то и делал, что рисовал сады и пейзажи у нового друга Писсаро. Не обошлось и без новых знакомств. Эдгар Дега -приятель, который не только поддерживал Поля, но и покупал его картины. Тоже самое Дега заставлял делать и Дюрана-Рюэля, он торговал картинами импрессионистов. В его арсенале вскоре появятся такие картины как «Прекрасная Анжела», «Женщина с плодом манго» или «Хина тефатоу». Художественная деятельность полностью поглотила Гогена, из-за чего он оставил жену и пятерых детей в Дании, а сам в 1885 году остаётся в Париже. На очередной выставке 1886 года было представлено 19 собственных полотен. В конце 1880-х годов, Поль решает поселиться в деревне Понт-Авен (Бретань), желая не только отдохнуть от Парижа, он и немного сэкономить. Отдых пошёл на пользу – общение с художниками-символистами, а также вдохновение от местных нравов и обычаев («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург).
Гоген был человеком непостоянным, и резкая смена обстановки для него – это вполне естественно.
Именно поэтому в 1887 году он отправляется в совместную поездку с художником Лавалем, в Мартинику, а в 1888 году снова возвращается в Понт-Авен. Следующая поездка была в Арле, на Юг Франции («Арлезианка», 1888),где Поль жил и творил совместно с Ван Гогом. Однако пребывание не затянулось и закончилось ссорой, из-за помешательства Ван Гога. Наибольшая «продуктивность» Гогена была на Таити, в Папаэте, где он нарисовал около 80-ти полотен («А ты ревнуешь?», 1892, «Таитские пасторалии», 1892).
В 1893 году Поль ненадолго возвращается во Францию, но из-за настигшей болезни и нехватки средств решает навсегда переехать в Океанию. Сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа ( Маркизские острова).
Именно здесь Гоген творит в полную силу, рисует пейзажи и в них выражает свои переживания и чувства. Умер художник 8 мая 1903 года в Атона.
Несмотря на то, что и при жизни картины Поля Гогена были всё же популярны, ведь не зря говорят, что именно его работы повлияли на искусство XX века, настоящую славу и признание он получает сейчас. Глубокий смысл заложен в каждую из работ творца, однако не все умеют видеть того, что хотел донести нам автор.
Алёна Орленко