Партнеры Живи добром

Кровожадный рассудок ищет смысл («Рыцари справедливости», реж. Андерс Томас Йенсен)


Маркус (Мадс Миккельсен) привык к солдатской жизни и не торопится возвращаться домой, где его заждались дочь-подросток Матильда (Андреа Хайк Гадеберг) и жена Эмма (Энн Биргитте Линд). Если последняя хоть как-то поддерживает контакт с супругом, то дочери остается только со стороны наблюдать за телефонными разговорами родителей. Скоро ситуация изменится. Маркус бросит службу и вернется на родину. Повод трагичный – поезд, на котором ехали его родные, столкнулся с товарняком. Эммы не стало, Матильда видела последние мгновения мамы и тяжело переживает ее смерть. Казалось бы, в такую трудную минуту ее должен поддержать самый родной человек – отец, но что-то пошло не так.

Вместо попыток выстроить хоть какое-то подобие человеческих отношений и быть взрослым рядом с ребенком, как бы самому ни было больно, Маркус берет в руки ружье. Ему легче поверить, что столкновение подстроено, чтобы вывести главного свидетеля по делу группировки «Рыцари справедливости», нежели поговорить с дочерью по душам. В компании с незадачливыми гиками (Николай Ли Каас, Ларс Брюгманн, Николас Бро) он развязывает войну с прославившейся на всю Данию бандой.


«Рыцари справедливости». Источник: «Capella Film»


Мадс Миккельсен уже в пятый раз работает с режиссером и сценаристом Андерсом Томасом Йенсеном. Их предыдущие фильмы, как и новый проект, тоже строятся вокруг семьи и поиска смысла жизни. Да и персонажи под стать отчаянным поборникам справедливости во главе с Маркусом. Отталкивающие снаружи и хрупкие внутри герои ищут себя и заодно источник тепла, который может отогреть их подмерзшие души. Спойлер: находят они его в семье.

Вот только Йенсен не вопит со школярским восторгом: «Любите и слушайтесь папу и маму и будет вам счастье». Он не отрицает силы родной крови, эмоциональной зависимости от кровных родственников, но и не абсолютизирует ее. Романтическое влечение также не становится первым шагом в построении новой ячейки общества. Семьи в его фильмах не стандартное «родители и чадо», а сообщество разных людей, которые поддерживают друг друга и принимают друг друга со всеми особенностями. Показывает их общежитие Йенсен удивительно забавно, выстраивая сложные и подчас настолько абсурдные истории, что слабонервным стоит заранее подготовиться.

«Мужчины и цыплята» доводили до предела старый нудный вопрос «Что же такое человек?», размывая границы человечности на уровне генетики, посреди руин молясь о продолжении рода и радуясь тому, что одиночество и безжалостность не передаются по наследству.

«Зеленые мясники» тоже враждовали с одиночеством. Семья здесь строилась буквально на трупах: главные герои торговали цыплячим мяском – оно же человечина – и страдали. Их путь к семье лежал через прощение и умение разглядеть и признать в противном ближнем талант и право быть принятым, а не погоняемым.

Бизнес на крови пытались построить и в «Мерцающих огнях». Семьей стали брутальные гетеросексуальные мужики, мечтающие порвать с криминалом. Каждый носит в себе психологическую травму с детства, и только ресторан на похищенные у мафии деньги помогает им справиться с прошлым.

«Адамовы яблоки» – размышления Йенсена о книге Иова, о способности прощать и, опять же, принимать жизнь и людей рядом с тобой такими, какими они есть. И не только. Миккельсен в образе священника Адама видит даже в больном на голову отморозке положительное и, сам не подозревая, учит несчастного преступника вере в Бога и добро.

«Рыцари справедливости» органично смотрятся на фоне такой пестрой компании, что не затолкнуть ни в ад, ни в рай – разделение на плохих и хороших Йенсен проблематизирует с завидным постоянством. Четыре взрослых одиноких и «поломанных» мужчины, скорбящая

девочка-тинейджер, ее бойфренд (Альберт Рудбек Линдхардт) и бывший секс-раб (Густав Линд) в новом фильме режиссера ищут первопричину несчастий и навязывают миру свою незатейливую схему взаимосвязей.


«Рыцари справедливости». Источник: «Capella Film»


Местами грустное, временами смешное, а иногда кровавое и парадоксальным образом человеколюбивое повествование Йенсена раз за разом озвучивает вопрос «Способны ли искусственный интеллект и/или гордый человеческий ум постигнуть устройство мироздания?» Да и какое это мироздание? Кто его создал и почему именно таким? Есть ли в нем смысл? И если есть, то в чем причина наших страданий? Почему в катастрофе умирает именно любимый человек, а не рядом стоящий незнакомец?

Увидеть жизнь вне обедненных причинно-следственных конструкций герои «Рыцарей справедливости» не могут. Но режиссер готов рискнуть и вывести контрол-фриков на путь доверия миру, чей порядок (или беспорядок) гораздо причудливее и добрее, чем представляют озлобленные мужчины. Изящная притча Йенсена подтрунивает над рассудком, что кайфует от логики и боится расписаться в беспомощности, когда речь заходит о Боге, смирении и любви.


«Рыцари справедливости» в прокате с 18 февраля.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Круглый стол «Революционная Франция и мир»
5 фильмов для тех, кто начинает с чистого листа
7 ступеней Голгофы Андрея Тарковского
«Кабала святош». Театр Армии
"Многослойность". Даниил Шавырин
Поймёшь, когда вырастешь. «Бронкская история» режиссёра Роберта Де Ниро
Непогашенный огонь
Комарово. Дачники столетие назад
Кино. Премьера. "На гребне волны"
Fashion-индустрия и коронавирус: а что сегодня?